Эмоциональное сопереживание другому человеку

Эмоциональное сопереживание другому человеку

Эмоциональное сопереживание другому человеку называется эмпатией. Как часто мы оказываемся в ситуациях, когда любое негативное событие, случившееся с близким человеком, находит отклик и в вашей душе.

Оглавление:

Именно это и называется эмпатией.

Сопереживание эмоционального состояния других людей , возможность сочувствовать связана с тем, что человек с раннего детства начинает «обезьянничать» — изображать походку, позу, жесты и мимику родителей. Со временем это вырождается в то, что человек начинает «понимать» эмоции других людей, относительно их нынешнего поведения. А, поскольку, с годами эмоциональный багаж только возрастает, то человек начинает подсознательно (а зачастую и осознанно) подставлять себя на место другого человека, откуда и проистекает эмоциональное сопереживание.

Эмоциональное сопереживание другому человеку – это прекрасный инструмент для взаимоотношений между людьми. Благодаря нему вы начинаете тоньше чувствовать тех людей, с кем входите в контакт, лучше понимать их мысли и внутренний мир, а значит – находить больше общих тем для разговора и получать большее удовлетворение от самого процесса общения. Плюс вы гораздо лучше сможете давать полезные советы и рекомендации людям, которым вы по настоящему сочувствуете, а значит – глубоко понимаете их проблему. Люди, которым вы сочувствуете, вызывают у вас гораздо больше доверия, чем прочие, а когда сочувствуют вам, вы чувствуете эмоциональною поддержку, которая позволяет найти в себе силы преодолеть проблему.

Но не стоит путать сопереживание и сострадание. Между ними есть тонкая грань, которая, тем не менее, очень сильно отличает две этих эмоции. Если сопереживание – это, например, отношение врача к пациенту, то сострадание – это эмоция, которая может запросто привести к эмоциональному «выгоранию», что негативно отразится на вашем здоровье , да и на социальной жизни. Давать советы в подобных случаях бессмысленно, кроме, пожалуй, одного – старайтесь контролировать свои эмоции и не позволяйте им властвовать над вами.

Какие рекомендации можно дать в отношении развития сопереживания? Старайтесь больше наблюдать за жестами, мимикой, громкостью, высотой и эмоциональностью голоса человека. Наблюдайте за тем, как он реагирует на происходящие вокруг события и со временем навык эмпатии у вас разовьется довольно сильно.

Эмоциональное сопереживание другому человеку поможет вам не быть черствым, а значит – лучше понимать других, ведь, в противном случае, неспособность понять другого может привести к ухудшению отношений или даже к их полному разрыву.

Расскажите об этой статье друзьям:

Friend me:

Предлагаю прочитать похожие статьи по теме:

Источник: http://sovety-tut.ru/dom-i-semia/emotsionalnoe-soperezhivanie-drugomu-cheloveku

Эмпатия — что это, уровни и развитие способности у человека. Диагностика эмпатии, тест и игры

Умение понимать других и сопереживать людям – это основа продуктивного человеческого общения. Ощущение и осознание чувств собеседника позволяет строить долгосрочные, крепкие отношения, легко находить общий язык в учебе и работе. В конечном счете, способность к ним может стать делом всей жизни. Англо-американский психолог Эдвард Титченер дал определение этим явлениям – эмпатия. В переводе с греческого, это слово значит «страсть», «страдание», а само понятие предполагает умение ощущать любое эмоциональное состояние другого человека, дифференцируя от своих чувств.

Определение слова эмпатия в психологии

Психологи объясняют следующее значение слова эмпатия: иррациональное понимание другой личности, ощущение ее внутреннего мира, умение частично испытать те же эмоции, что у собеседника, одновременно отделяя их от собственного восприятия. Существуют разные уровни и формы эмпатической способности, отличающиеся по степени ее интенсивности. Психологи считают склонность людей к эмпатии нормой, тогда как полное отождествление своих переживаний с чувствами собеседника или наоборот – отсутствие какого-либо ощущения другого человека – ненормальным положением вещей.

Людей, владеющих эмпатическими способностями разной силы, называют эмпатами. В зависимости от уровня, различают слабых, функциональных и профессиональных. Особняком стоят люди, у которых умение чувствовать других отсутствует или развито так плохо, что их нельзя причислить даже к слабому типу, но это редкость. Виды эмпатов и их особенности:

  • Слабые. Хорошо воспринимают чужие эмоции, но слабо контролируют свои, подвержены стрессам и перегрузкам.
  • Функциональные. Отличаются высоким уровнем эмпатических способностей и умением брать над ними контроль.
  • Профессиональные. С легкостью определяют то, что чувствуют другие люди, умеют анализировать эмоции и управлять ими.

Роль чувства эмпатии в общении

Чувство эмпатии напрямую влияет на качество жизни особ, находящихся в социуме. Исследования, которые проводились психологами, показывают, что люди с более высоким уровнем эмпатических способностей успешнее, легче достигают поставленных задач и движутся вперед по карьерной лестнице быстрее, чем те, у кого уровень эмпатии низкий. Человек, умеющий понимать других, в целом доброжелательнее, дружелюбнее, у него больше друзей и крепче семья. Он не старается лишний раз вызвать чувство вины, не требует слишком строгих наказаний за проступки.

Показывать другому человеку, что понимаешь его, важно не только в близких, но и в деловых отношениях. Даже если существует конфликтная ситуация, адекватные люди, умеющие слушать и слышать, смогут найти эффективное решение и компромисс гораздо быстрее, чем собеседники без развитой эмпатии в аналогичных условиях. Эмпатические способности помогают людям искусства: художникам – рассказать свою мысль в картине, актерам – вжиться в роль, писателю – передать характер героев.

Какие виды эмпатии бывают

Существуют две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие. Первая предполагает отождествление себя с человеком, чувствование его ощущений. Вторая форма – это переживание собственных чувств, которые возникли по отношению к эмоциональным ощущениям другого. Кроме форм, эмпатические способности классифицируют по видам, о которых будет подробнее рассказано ниже. Их три: эмоциональная, когнитивная и предикативная эмпатия.

Эмоциональная эмпатия

Под эмоциональной эмпатией, понимают такую форму мыслительной деятельности, которая основана на проецировании и подражании реакциям другого человека. Ее можно назвать «бытовой» эмпатией: как правило, общение большинства людей в подавляющем количестве ситуаций базируется на этой форме – когда один человек видит чувства собеседника и проецирует их на себя.

Когнитивная

Эмпатия включают не только умение эмоционально ощутить чувства другого человека, но и способность интеллектуально проанализировать его слова, действия и поведение, другими словами, понять человека умом. Так работает форма когнитивной эмпатии, основа которой – анализ и сравнение. Этот вид используется при ведении научных дискуссий и во время полемики.

Предикативная

Предикативная форма эмпатии – это умение анализировать и предугадывать, какие ощущения вызовет у собеседника та или иная ситуация. Люди в повседневной жизни используют предикативную эмпатическую форму, представляя себя на месте другого человека и определяя, как бы он отреагировал на определенные условия, но научное название мало кому знакомо.

Уровни эмпатии

Есть несколько уровней эмпатии, которые характеризуются степенью заинтересованности мыслями, чувствами других людей и интенсивностью проявляемого сочувствия и сопереживания. Условно психологи выделяют 3 степени эмпатии: первая – низкая, вторая – средняя, третья – крайне высокая. Подробнее об уровнях умения чувствовать и понимать других:

  1. Люди с первым уровнем эмпатии кажутся отстраненными и безразличными, у них мало друзей, потому что им неинтересны чувства, мысли, действия других. Как правило, представители первого уровня редко понимают окружающих.
  2. Второй уровень эмпатии характеризуется относительным безразличием к тому, что думают и чувствуют другие, но одновременно умением сопереживать. Представители второго уровня предпочитают бороться с эмоциями, держать их под контролем.
  3. Третий уровень эмпатии – редчайший, ведь люди этого типа способны сопереживать, сочувствовать другим, понимать остальных лучше, чем самих себя. Они общительные и дружелюбные. Однако представителям третьего уровня, бывает трудно избавиться от зависимости общественного мнения.

Факторы формирующие эмпатию у детей

Эмпатия – это чувство врожденное, которое наблюдается у всех людей за редким исключением. Даже младенцы, находясь в одном помещении, общаются эмпатически (заплачет один – все повторят). В дальнейшем умение понимать и принимать других либо становится лучше, либо притупляется в зависимости от воспитания, положения в обществе, круга общения. Развитие эмпатии у дошкольников происходит вследствие окружающих условий:

  • Доверительные, любовные отношения между членами семейства.
  • Наблюдение за тем, как взрослые умеют сочувствовать и сопереживать другим.
  • Хорошее отношение родителей к домашним и уличным животным. Важно объяснить ребенку, что меньшие братья, хотя и сильно отличаются от человека, тоже могут испытывать боль, если их ущипнуть или поранить. Заведение домашних животных способствует развитию высокого уровня эмпатии.
  • Сочувственная реакция на грустные, печальные события, которую не скрывают от ребенка – наблюдение за тем, как мама с папой или другие родственники переживают за чужих людей, помогают малышу поставить себя на место страдающего человека.

После того, как маленький ребенок уже скопил некоторый жизненный опыт, видно, как чувство эмпатии у него возрастает. Если же малыш не проявляет эмпатических способностей, следует обратить на это внимание и заняться специальными упражнениями. Люди, которые, становясь старше, не учатся понимать и принимать других, будут испытывать трудности при построении деловых, семейных, дружеских отношений.

Как развить чувство эмпатии: упражнения

Развивать и тренировать эмпатию нужно с детства, если есть признаки того, что ребенок не приобретает этот навык самостоятельно. Существует несколько педагогических методов формирования эмпатической способности: это общение, упражнения в виде игры. Специальные тренировки применяют даже среди взрослых в группах, если человек со слабой или отсутствующей эмпатией хочет развиваться.

  • «Какое чувство?» Для этого упражнения участникам выдают карточки, на которых написана эмоция – грусть, гнев, радость, озадаченность. Человек пытается мимикой показать это чувство, а задача остальных собеседников заключается в том, чтобы угадать эмоцию.
  • «Обезьяна перед зеркалом». Участники разбиваются на пары, кто-то берет роль обезьяны, другой становится зеркалом. Задача «обезьяны» – мимикой показывать все, что ей только заблагорассудится, а «зеркало» должно повторять. Через пять минут роли меняются, а ведущие игры оценивают, кто был лучшим.
  • «Телефон». Участник игры берет телефон и начинает делать вид, что с кем-то беседует (сначала придумывает, с кем) – с другом, бабушкой, соседкой, начальником. Остальные должны угадать, с кем разговаривает ведущий.

Диагностика эмпатии — тест онлайн

Эмпатия это способность человека чувствовать других. Многие замечают у себя это умение, но как определить свой эмпатический уровень, понять, насколько он высокий? Для этого психологи разработали короткий тест на 25 вопросов, который позволит вам лучше разобраться в себе. По прохождению психологической диагностики на эмпатию, вы сможете узнать, насколько хорошо понимаете окружающих.

  1. Чувствуете ли вы счастье, слушая некоторые музыкальные композиции?
  2. На ваше настроение оказывают влияние окружающие?
  3. Вы испытываете неприятные ощущения, если во время просмотра кино рядом с вами кто-то плачет или вздыхает?
  4. Расстраиваетесь ли вы сами, когда сталкиваетесь с плачущим человеком?
  5. Если вы видите, что в компании незнакомый человек чувствует себя одиноко, огорчаетесь ли вы?
  6. Вас заставляют переживать люди, которые могут легко огорчиться из-за пустяка?
  7. Чувствуете ли вы сильное огорчение, когда сталкиваетесь с беспомощными пожилыми людьми?
  8. Вы переживаете при просмотре фильма?
  9. Вам нужно сообщить человеку неприятное известие. Вы будете волноваться перед разговором?
  10. Можете ли вы сохранить спокойствие, если вокруг все паникуют/взволнованы/напуганы?
  11. Если вы видите плохое обращение с животными или их страдания, то расстраиваетесь?
  12. Как вы считаете: плакать от счастья глупо?
  13. Когда люди вокруг чем-то расстроены, вы тоже теряете спокойствие?
  14. Вы, как правило, принимаете решения, не учитывая отношение других людей к нему?
  15. Испытываете ли вы неприятные чувства, если люди не могут сдержать эмоции?
  16. Проблемы родных людей вы принимаете близко к сердцу?
  17. Рядом кто-то нервничает. Заставит ли это нервничать вас?
  18. Можете ли вы сохранить равнодушие, если вокруг все волнуются?
  19. Любите смотреть, как людям дарят подарки и как они их принимают?
  20. Как считаете: переживания по поводу сюжета книги или кино – это бесполезно и глупо?
  21. Малыши плачут, не имея никаких оснований для этого?
  22. Сердитесь, когда видите, что с кем-то нехорошо обращаются?
  23. При чтении переживаете ли вы за героев так, как будто все происходит в реальности?
  24. Хотите получить профессию, которая основана на общении с другими?
  25. Вызывают ли у вас много чувств композиции, где поется о любви?

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Источник: http://sovets.net/3160-empatiya-chto-eto.html

Что такое эмпатия и зачем ее развивать?

Иногда можно смотреть на человека и не видеть его, слушать и не слышать. Научиться видеть и слышать близкого человека — довольно ценный навык. Хотели бы вы понимать другого, словно видите мир его глазами?

Часто мы не подозреваем о том, что переживают люди, с которыми мы взаимодействуем, каков их внутренний мир.

Эмпатия – это умение распознавать и переживать то, что чувствует другой человек.

Эмпатия проявляется как эмоциональное реагирование на изменение текущего состояния собеседника. При этом эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, отражают чувства партнёра по общению.

Определение эмпатии

В качестве отдельных форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание – отожествление с другим и переживание эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек.
  • Сочувствие – социальный аспект эмпатии, выражение своего состояния по поводу чужих переживаний.

Развитая способность к эмпатии является необходимым профессиональным качеством для тех, чья работа напрямую связана с людьми (руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).

Эмпатия помогает определять эмоциональные состояния другого человека, ориентируясь при этом на его мимику, жесты, паралингвистику, поступки и жизненный опыт.

Психологами и психотерапевтами используется прием «эмпатического слушания» – в ходе которого психолог понимает эмоциональное состояние другого человека и демонстрирует это. Задача психолога дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств.

Выделяют следующие виды эмпатии

  • Эмоциональная, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная – базирующаяся на сравнении, аналогии, обобщении и других интеллектуальных процессах.
  • Предикативная – связанная со способностью предсказывать эмоциональные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

Развитие эмпатии связано с развитием эмоционального интеллекта. Основное развитие эмпатии приходится на детский возраст, и зависит от воспитания в семье.

Именно через эмпатию ребенок проникает в мир чувств и переживаний окружающих, усваивает понятие о ценности человеческой жизни.

Формируются потребности в благополучии других людей. Дальше эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта.

Становление эмпатии – это целенаправленный процесс развития нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. Эмпатия берет участие в воспитании морали и нравственности в процессе психического развития и социализации.

Факторы развития эмпатии

  • Близкие и теплые отношения внутри семьи;
  • Сопереживание взрослых другим людям;
  • Доброе отношение к растениям и животным. Родители должны в раннем возрасте показать ребёнку, что растения и животные – такие же живые организмы, и им, как и людям, тоже может быть больно (кошке больно, если ей наступят на хвост);
  • Эмоциональная реакция на печальные события в жизни других.

Эмпатия развивается у всех в разной степени.

Выделяют такие уровни этой способности

  • Высокий – повышенная чувствительность к эмоциям других. Такие люди способны поставить себя на место другого человека и как бы прожить часть его жизни, понять его мысли. Проявляют глубокое сопереживание другим.
  • Нормальный – в основном, человек безразличен к людям, но иногда проявляет сопереживание. Стремиться контролировать свои эмоции и не показывать их.
  • Низкий – слабо различает эмоции окружающих, не способен понять переживания другого. Есть проблемы с выражением чувств. Не придает значения эмоциям в жизни и подавляет их. Тяжело принимает другие точки зрения.

Что означает отсутствие эмпатии? Фактически, это означает тенденцию к дегуманизации человека, нечувствительность к окружающему миру.

Без эмоциональных связей мир превращается в отдельные отчужденные предметы, с которыми он не чувствует никакой связи. Тем не менее, все люди социально связаны, подобно атомам в молекуле.

Как эмпатия помогает в жизни

  • Эмпатические субьекты доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события;
  • Способствует взаимопониманию в общении. Это создает благоприятные отношения;
  • Полезна в искусстве: помогает донести мысль произведения, вжиться в роль актеру, прочувствовать художественное творение;
  • Формирует приятную моральную личность и отображается на реальных достижениях человека.

Держите баланс

Но в развитии эмпатии есть и минусы. Часто люди с высоким уровнем эмпатии принимают чужие проблемы слишком близко к сердцу. Они тяжело переносят конфликты, избегают их или стремятся к компромиссу. Уклоняются от соперничества и с трудом отстаивают свои интересы.

Эмпаты часто тяготятся чувством вины и страхом, который может перерасти в панические атаки.

Гипертрофированную эмпатию нужно учиться контролировать, чтобы не навредить себе.

Выработайте себе некоторые правила в отношениях с людьми, научитесь держать оптимальный баланс эмпатии в отношениях:

  • Ограничивайте и четко различайте свое и чужое личностное пространство.
  • Не давайте собой манипулировать. Понимание и чувствительность делают вас уязвимыми. Пресекайте попытки давить на вашу жалость или чувство вины.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции, лучше просто дистанцироваться от этого человека, а не пытаться ему помочь.
  • Помните, что каждый имеет право на выбор, каким он бы ни был.
  • Не вмешивайтесь в переживания другого человека, когда вас не просят об этом.

Развивайте эмпатические способности

Для начала нужно предпринять следующие шаги:

  • научитесь понимать самого себя;
  • управляйте своими мыслями, поступками и чувствами;
  • научитесь понимать чувства, а затем и мысли других людей;
  • осознайте, что каждый человек интересен сам по себе.

Освоить осознанное сопереживание нелегко, но возможно. Необходимо время, чтобы овладеть особенностями ощущения чужой эмоциональной жизни. Развитие эмпатии включает несколько уровней.

1. Развивайте психологическую наблюдательность

  • важно научиться различать жесты, мимику, тембр голоса;
  • замечайте любые мелочи, они могут многое рассказать о человеке;
  • спрашивайте о взгляде на те или иные вещи;
  • почаще практикуйтесь.

2. Приобретайте навыки

  • чувствовать настроение и состояние других, как свои собственные;
  • попробуйте временно «побыть в чьей-то шкуре»;
  • принимайте других такими, какие они есть.

3. Управляйте эмоциями

  • выводите себя или других из негативного состояния;
  • будьте кем-то вроде «эмоционального доктора».

Существует множество упражнений и игр для развития этого чувства. Развивать эмпатию лучше в группе.

  • Для детей подходят психологические занятия, использование игр и сказок.
  • Взрослым необходима тренинговая групповая работа.
  • Это могут быть специальные упражнения в группе, основанные на копировании мимики, жестов и голоса собеседника.
  • Задача такой работы научиться распознать эмоции других людей. Партнеры выступают зеркалом друг друга, тренажером для изучения чувств.

Смотрите на мир глазами других

Эмпатия – важная способность чувствовать и понимать других людей.

Развитие эмпатии связано с эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект необходим для эффективной коммуникации, если ваша работа связана с людьми, в деловом и личном общении.

Существуют плюсы и минусы при развитии сопереживания:

  • С одной стороны человек начинает лучше разбираться в людях.
  • С другой – становится более чувствительным, ему тяжело противостоять собеседнику в конфликтных ситуациях.

Именно поэтому важно найти равновесие и контролировать свои способности и эмоции. Учитесь соблюдать баланс между пониманием мира другого и нарушением личностных границ. Разделяйте свои и чужие переживания.

Развивайте в себе наблюдательность, отзывчивость к переменам настроений и проблемам других.

Представьте себя на месте другого, так вы сможете понять настоящие мотивы действий человека (возможно неосознанные). Используйте эмпатические способности, чтобы строить гармоничные отношения с окружающими.

Разделы

  • Саморазвитие (19)
  • Мотивация (12)
  • Самооценка (11)
  • Отношения (19)
  • Самопознание (15)
  • Тесты личности (20)

Советы на почту

Пошаговые рекомендации, инструкции к действию, аналитическая информация, новости психологии

Источник: http://blog.personalitica.com/relations/empatija/

Сопереживание

Чтобы понять другого, нужно встать на его место.

Это правило Сопереживания.

Бернар Вербер. Правило богов

Когда бьют по одному честному лицу – все честные

лица должны испытывать и боль, и негодование, и муку

попранного человеческого достоинства.

Сопереживание как качество личности – способность внутренне отождествляться с другим человеком, объединять свои переживания с его переживаниями, чувствовать то, что чувствует другой человек; способность переживать радость и горе другого человека, испытывать без зависти и ревности удовлетворение за успехи других людей.

Во время занятий Учителю показалось, что один из учеников думает о чём-то постороннем. Учитель, обратившись к этому ученику, спросил: – Что тебя тревожит или беспокоит? – Видишь ли, Учитель, я прочитал в газете о произошедшем в одной стране землетрясении. – Да, я тоже читал утром об этом. Там живёт кто-то, кто важен для тебя, или знакомые тебе люди? – нахмурился Учитель. – Нет, я думал о том, каково людям в этой стране, это ведь так ужасно! – Ты попадал раньше в землетрясения? – спросил Учитель. – Нет, но я часто читал о них. – Так, – сурово сказал Учитель. – Это никуда не годится. Пойми, если беспокоиться и переживать по любому поводу, то лучше вообще тогда не жить! – Но, Учитель! – воскликнул другой ученик. — Ведь мы сколько раз говорили о том, что продавец должен сопереживать и – искренне! – И ты ни разу не задумался над тем, в каких случаях продавец должен это делать, а в каких – нет? – Задумывался, — проговорил ученик, – но я ни разу не смог остаться безучастным к чужой беде. – Тогда я советовал бы тебе бросить продажи, – опечаленно произнёс Учитель. Доподлинно известно, что ученик после этого разговора покинул Школу Пути и поступил в духовную семинарию. Говорят (мы не нашли этому надёжных подтверждений), что он сменил имя, стал известным священником-миссионером и закончил свой жизненный путь в одной из африканских стран.

Сопереживание – совместное переживание, способность чувствовать эмоции других людей. При этом чувствовать совместно с кем-то, а это требует чувства равенства. Дактилоскопия сопереживания в способности сорадоваться, переживать радость и горе другого человека.

Сопереживание – это сорадование успехам других людей, без зависти и ревности. Сопереживание – это чувствование боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и всё из любви к нему. Такое участие в жизни ближнего основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании его душевного и физического состояния.

Сопереживание – это когда четко представляешь себя в роли человека, переживающего радость или горе, и действуешь по отношению к нему так, как человек хотел бы, будучи реально в таком состоянии. Сопереживание проявляется в компании таких качеств как ответственность, доброта, чуткость, сердечность и активное слушание.

Как можно сопереживать, если ты не способен услышать другого человека? Сопереживание непосредственно связано с активным слушанием. Есть три уровня слушания – в невежестве, в страсти и в благости. Слушать в невежестве – означает слушать и заражаться услышанной проблемой. Это низший уровень сопереживания. В нем нет знания. Только чувства и эмоции. Разум не участвует. Человек плачет, находясь в жуткой депрессии, и невежественный сопереживатель «подхватывает» от него вирус депрессии. Теперь уже два человека плачут и находятся в жуткой депрессии. О помощи тут речь не идёт. Это сопереживание в невежестве. Сопереживание означает устойчивую позицию на платформе знания, позволяющую помогать другим. Сопереживать – значит уметь помочь.

Философ Александр Хакимов пишет: «Самый лучший тип слушания – сопереживание. Однако будьте осторожны здесь. Если сделать это не правильно, мы навредим себе. Есть три момента слушания – сопереживания… Когда мы слушаем? Например, человек приходит и говорит: «Меня обидели, вот такая ситуация в моей жизни, сейчас я переживаю такую боль». И я слушаю и сочувствую, сострадаю, сопереживаю и вместе с ним начинаю плакать. И мы вместе погружаемся в скорбь. Это самый низший тип слушания. Избегайте таких вещей. Врач не должен сам заражаться от больного. Он должен быть защищен. Если я опускаюсь в скорбь, то я уже не могу помочь ему. Есть в страсти. «Вот, – говорит, – меня обидели». – «Ага, твой друг – мой друг, твой враг – мой враг». Я занимаю какую-то позицию, я в политику вмешиваюсь, я становлюсь частью проблемы. Тоже не могу помочь. Слушание с сопереживанием означает, что мы находимся в безопасном положении. И тогда мы можем сопереживать… Человек должен иметь твердую позицию знания, когда его сбить невозможно с помощью чувств и ума. Разум сильный. Вот такой человек может спасать людей».

Вспомним Евангелие. Христос явился среди блудниц и пьяниц, и фарисеи немедленно заметили его и сказали: «Учитель, как ты в таком окружении себя чувствуешь? Разве приличествует тебе находиться здесь? Ты же весь день проводишь с пьяницами и блудницами близко очень». Что говорит Христос? «Врач нужен среди больных, а не среди здоровых». То есть сам Иисус не заражался этой нечистотой. Поэтому он мог так делать. Это высший уровень слушания – сопереживания.

Стефан Цвейг в “Нетерпении сердца” пишет: «Есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их”.

Сопереживание – лакмусовая бумажка чистоты сердца. Наша чистота сердца проявляется в сопереживании. Сопереживание невозможно без милосердия. Что это значит? Это значит, при виде грязи, приносящей другим страдания, мы должны с этой грязью бороться. Вот в чём идея милосердия и сопереживания.

Вячеслав Рузов пишет: « Если мы идём по улице, видим: лежит кирпич, и мы знаем, что человек какой-нибудь об него споткнётся. Мы должны убрать кирпич – называется милосердие. Да, он нас никак не раздражает; да, мы через него переступили. Но если мы знаем, что другим может быть плохо от этого, мы должны убрать – называется милосердие. Если мы видим лужу, то мы должны доску найти и положить через эту лужу. Или кирпич положить перед лужей, чтобы было видно, что лужа за этим кирпичом. Милосердие. Понимаете, что такое милосердие? Поэтому мы готовы терпеть, в общем-то, какое-то насилие по отношению к нам, но по отношению к другим – нет. Мы должны приложить все усилия, чтобы с этой грязью справиться. Поэтому, если мы увидели какую-то проблему, но прошли мимо неё, мы будем нести всю карму за то, как эта проблема дальше развивалась. Ну вот, в принципе, пожар в соседнем доме на нас тоже никак не действует, пусть себе горит. Понимаете? Нет, если у нас есть милосердие, мы всё замечаем, и мы во всём пытаемся как-то проявить своё милосердие. Во всём! Поэтому духовность развивается в мелочах, а не в больших делах. Духовность в мелочах проявляется: как мы именно себя в мелочах ведём. То, что большие дела – все могут расписать: «О, я такое великое сделал, у меня тут орден, там медаль…» Нет, духовность в мелочах: как мы бумажечку за собой убрали; как мы сделали, чтоб дверь не скрипела. Как мы тут помогли; как мы тут кирпичик и доску положили; как мы тут; как мы здесь. В мелочах. В мелочах! В мелочах».

Макс Фрай в «Жалобной книге» пишет: «Сопереживание, в отличие от жалости, всегда внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность оказаться в чужой шкуре <..> и уже оттуда собственными глазами оглядеть ближайшие окрестности и дальние пригороды чужой души. Не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие, как наедине с собой, перед зеркалом. Оттуда, изнутри, действительно очень просто понять всякого человека… Дурацкая, кстати, общеизвестная формула: «понять — значит простить», поскольку настоящее, глубинное понимание наглядно показывает, что прощать, собственно, нечего».

Сопереживание не означает контроль всего сущего и принятие близко к сердцу любой информации об этом сущем. В простом обмене информации опасности нет. Опасность возникает, когда начинаешь сопереживать всему, даже тому, на что повлиять никак не можешь. Людоеды съели Кука – сопереживаем, случилось где-то цунами – сопереживаем, доводя себя до депрессии.

Сопереживание возникает в общении, когда пытаешься понять эмоции человека и переносишь их на себя. Когда человек начинает погружаться во внутренний мир другого, возникает сопереживание. Если вам не нравится или пугает, то, чем занимается человек, не пытайтесь погрузиться в атмосферу его эмоций. Общение поучительно по своей природе, но не всему нужно сопереживать, не во всё нужно погружаться, не со всем можно себя отождествлять. Нужно проявлять бдительность.

Вот мы идем по супермаркету и выбираем продукты. Это не наш, это не подходит, это я не люблю. А вот это то, что надо. В тележку. С ним мы близко пообщаемся: зубками, желудком. То, что мы просмотрели кучу других продуктов, добавило нашему уму информации, но никакого греха мы не совершили. В самой информации нет греха, грех появляется, когда мы сопереживаем плохому, подлому и злому. Поэтому не сопереживайте злу. Всё негативное не должно быть предметом сопереживания.

Человек обязан сопереживать ближним, даже если в этом присутствует негатив. Это не является грехом. Сопереживая близким, человек исполняет свою обязанность. Обязанность не является грехом.

На одной параолимпиаде девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел — начался забег. Соревнующиеся пробежали только около трети дистанции, когда один из них — почти мальчик — споткнулся и, сделав несколько кувырков, упал. От боли и досады он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, они дружно вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители на стадионе встали и начали аплодировать, потому что понимали — гораздо важнее помочь другим, чем выиграть самому, даже если для этого необходимо остановиться и поменять направление движения.

Copyright © 2018 Качества личности от А до Я копирование информации разрешено только с разрешения автора и ссылкой на источник

Источник: http://podskazki.info/soperezhivanie/

Что такое эмпатия или способность к сопереживанию другому человеку и как ее развить?

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.
  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.

Добавить комментарий

Cancel reply

Вам может понравиться

Как выйти из треугольника Карпмана

Человеческие отношения – это сложная система, которую непрестанно исследуют психологи. На основе своих теорий они придумывают различные модели отношений между людьми. Изучение этих моделей помогает лучше понять себя и.

Как произвести впечатление на мужчину?

Каждая женщина хочет быть привлекательной и желанной для любимого мужчины. Сделать это несложно, ведь природа наделила слабый пол обаянием и способностью привлекать мужчин. Нужно только немного потрудиться и раскрыть в.

Техника и методы конструктивной критики

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или.

Источник: http://yapsiholog.ru/chto-takoe-empatiya-ili-sposobnost-k-soperezhivaniyu-drugomu-cheloveku-i-kak-ee-razvit/

Эмпатия: почувствуй меня, если сможешь

Опубликовано 18 Фев:08 © Женская доля

Сложность и многослойность нашего взаимодействия с окружающими при внимательном рассмотрении оказывается поразительной. Даже мимолетный контакт сопровождается интенсивным обменом информацией, в котором слова занимают далеко не первое место. Подсознательно мы воспринимаем множество исходящих от партнера сигналов — жесты, позы, мимические выражения, интонации. Все это позволяет установить связь на уровне более глубоком, чувственном, также известном как эмпатия.

Эмпатия — это способность человека не только понять эмоциональное состояние собеседника, но и проникнуть в его внутренний мир, воспроизвести в себе схожие чувства, переживания, взглянуть на вещи и события его глазами. С помощью эмпатии можно в какой-то степени осознать и оправдать мотивы, лежащие в основе поступков субъекта.

Определение эмпатии в психологии

  • понимание мыслей, чувств, взглядов, намерений другого человека;
  • переживание аналогичного эмоционального состояния;
  • осознание себя в роли собеседника, реконструкция его чувственного восприятия;
  • эмоциональная реакция, ориентированная на других.

Принимая на себя роль другого человека, можно почувствовать эмпатическую связь не только в отношении окружающих. Талантливый художник или писатель предлагают нам сопереживать выдуманному герою произведения и представлять себя на его месте. Подобным образом действует и актер, когда полностью вживается в образ своего персонажа, испытывая неподдельные эмоции и провоцируя зрителей на эмпатию; примеры из фильмов напоминают нам о таких выдающихся лентах, как «Форрест Гамп», «Человек дождя» или «Достучаться до небес», где весь драматизм ситуации воспринимается скорее эмпатически, чем логически.

Способности и возможности эмпата

Способность к эмпатии у разных типов личностей может проявляться в широком диапазоне — от полного ее отсутствия у социопатов до глубокого погружения во внутренний мир другого человека.

В последнем случае неосознанный дар эмпата превращается в серьезную и болезненную проблему: если причины возникновения собственных переживаний еще как-то можно проанализировать и устранить, то заимствованные эмоции контролировать очень сложно. Для этого нужно научиться находить их источники, определять информационную ценность, а затем пропускать сквозь себя либо блокировать.

При неосознанной эмпатии человек буквально впитывает в себя переживания окружающих, переполняя свой внутренний мир чужими чувствами. Если учесть, что негативные эмоции непосредственно влияют на наше физическое состояние, вызывают головные боли, ухудшение самочувствия и даже психосоматические расстройства — то сложно себе представить, какую нагрузку испытывают при этом организм и психика эмпата.

Эмпатия таит в себе и другие опасности:

  1. Неразборчивость заставляет сопереживать слишком большому кругу людей, расходуя на это огромное количество жизненной энергии.
  2. При ошибочно выбранном источнике эмпатическая связь устанавливается с человеком, который этого не только не заслуживает, но и использует свое влияние на эмпата с сомнительными намерениями. Типичный пример эмпатии в жизни — женщина, которая сопереживает домашнему тирану и остается с ним вопреки причиняемым страданиям.
  3. Слишком глубокая связь приводит к ослеплению чужими эмоциями и может помешать эмпату прекратить вредоносное поведение объекта тогда, когда это необходимо. Характерный пример — мать, которая продолжает потакать своему великовозрастному чаду, сидящему на ее шее.

Чтобы пользоваться даром эмпата без риска для себя или окружающих, нужно научиться контролировать глубину и силу сопереживания, разделять поступающую информацию на полезную, ненужную и опасную, но в первую очередь — осознавать различия между собственными и заимствованными эмоциями.

Уровни и виды эмпатии

Исследуя возможности эмпатов и способы проявления эмоционального сопереживания у разных людей, можно выделить проявления:

  • эмоциональной эмпатии, основанной на способности воспроизвести в себе чувства и реакции другого человека;
  • когнитивной эмпатии — способности понимать взгляды, логику, мотивы поступков окружающих;
  • предикативной эмпатии, представляющей собой способность эмпата предсказывать реакции субъекта на конкретные ситуации и раздражители.

В зависимости от силы восприятия уровень эмпатии определяет глубину сопереживания и даже возможность управления эмоциями партнера:

  1. Антиэмпаты чаще всего эгоцентричны, сосредоточены на собственной личности. Они не понимают окружающих, с трудом устанавливают социальные контакты и избегают коллективов, поскольку не могут почувствовать и предсказать эмоциональную реакцию собеседников. Их собственные эмоции при этом выглядят нелогичными, даже непредсказуемыми.
  2. Слабые эмпаты представляют большинство. Они не всегда понимают и редко обращают внимание на мысли и чувства других людей, проявляя сопереживание только в ответ на сильные раздражители. При этом слабые эмпаты способны контролировать и различать собственные и заимствованные эмоции путем подавления или отстранения от источника беспокойства.
  3. Повышенный уровень эмпатии характеризуется выраженным сопереживанием. Таких людей немного, но они всегда обращают на себя внимание благодаря своей общительности, эмоциональности, чувственности. Эмпаты этого уровня часто понимают мотивы поступков окружающих лучшее, чем собственные, но при бессознательном восприятии не всегда способны выделять собственные чувства в потоке информации.
  4. Профессиональные эмпаты легко распознают и воспринимают эмоции и намерения окружающих, обладая при этом способностью контролировать не только собственные, но и чужие реакции. Такие эмпаты часто становятся лидерами коллективов или хорошими врачами, поскольку способны выказать сопереживание и сочувствие собеседнику в нужное время и в нужном количестве.

В целом люди с высоким уровнем эмпатии проявляют интерес к партнерам и легко устанавливают отношения, не блокируя при этом собственные эмоции. Низкому уровню эмпатии сопутствуют отстраненность, сдержанность или замкнутость на собственных интересах: люди такого типа могут требовать от окружающих эмоциональной привязанности, но сами на ее проявление не способны.

Жизнь без эмпатии

Предполагается, что эмпатия — это способность человека временно отказаться от собственных мыслей, эмоций и установок в пользу принятия мыслей, эмоций и установок партнера. Потому эгоцентричные самовлюбленные люди часто не способны рассматривать и оценивать ситуацию глазами собеседника.

При отсутствии эмпатии мир превращается для человека в набор объектов, не имеющих с ним никакой связи. Непонимание эмоциональной природы поведения живых существ делает невозможным возникновение привязанности или осознанной любви.

Казалось бы — какое отношение имеет интернет к эмпатии? Оказывается, что огромное. При личном общении мы воспринимаем не только слова, но и множество невербальных сигналов, посылаемых нам собеседником и указывающих на его эмоциональное состояние. Сознание обрабатывает их наравне с другой информацией, выстраивая таким образом цельную картину.

Замещение живых эмоций безликими аватарками и смайлами исключает возможность ощутить реальное настроение и переживания партнера, заставляя мозг реконструировать далекие от реальности образы на основании прямого значения слов (чего явно недостаточно для эмоционального понимания). Следствием является состояние неопределенности и неизвестности: в таких условиях человек обычно мобилизуется и готовится к отражению действительной или мнимой угрозы.

Последующее подавление эмпатии как бесполезного способа коммуникации не способствует возникновению сопереживания и взаимопонимания: лишенные такого способа коммуникации люди обычно воспринимают мир как враждебную и агрессивную среду.

Развитие эмпатии у детей

Маленькие дети изначально обладают базовой способностью эмпатического восприятия: младенец плачет, если слышит плач других детей, радуется в ответ на смех других, а также пытается считать эмоции с лиц окружающих. Однако осмысленная и направленная эмпатия у детей проявляется только с накоплением определенного эмоционального опыта, основным источником которого является поведение родителей. С помощью тепла и заботы они должны показать ребенку как следует ощущать сопереживание, сочувствие, сострадание по отношению к другим живым существам. Лишенные этого, дети чаще всего вырастают жестокими и равнодушными.

По мере взросления эмпатия у детей приобретает ярко выраженный избирательный характер: мальчики больше сопереживают мальчикам, а девочки — девочкам. Этот механизм представляет собой сочетание сочувствия и другой инстинктивной потребности — деления общества на «своих» и «чужих». Часто это вызывает агрессивность и враждебность по отношению к членам противоположной группы, особенно если речь идет о борьбе за некие условные ресурсы или привилегии.

Стремление принадлежать к замкнутому сообществу у подростков сохраняется, однако в определенном возрасте сталкивается с половой самоидентификацией и принятием традиционных гендерных ролей, согласно которым мужчина должен быть жестким и бесчувственным, а женщина — эмоциональной, сопереживающей. В результате девочки начинают проявлять эмпатию также и к мальчикам, тогда как последние отстраняются даже от членов собственной группы, переходя к индивидуальному соперничеству

ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ

ПОДЕЛИТЬСЯ ПУБЛИКАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

4 комментария

Чем старше мы становимся, тем больше жизненные проблемы поглощают нас, мы забываем думать о других, пытаясь преодолеть все испытания, которые дает нам жизнь. Вместе с этим мы теряем эмпатию, хотя безусловно её присутствие помогло бы дать ответы на многие вопросы, и избежать ошибок.

В моем случае, слишком развитая эмпатия. Как и сказано здесь, я от этого страдаю, потому что, впитываю чужие эмоции. Чужое настроение на меня действует удручающе, оно меня, как бы сковывает. С этим сложно бороться. Думаю причина в желании никого не обидеть и всем нравиться.

Вам Светлана, следует освоить и, практиковать духовные практики. Поверьте, это в корне облегчит вашу жизнь. Вы, больше и глубже познаете саму себя.

Сама с юности чувствительна эмоциям окружающих. Это сложно, в возрасте подростковом особенно. Но я научилась эмпатию и использовать, когда мне это нужно.

И за годы семейной жизни с мужем крепкая эмпатическая связь образовалась. Он только подумает меня позвать, но еще и звука не издаст, а я уже спрашиваю, чего он хотел. Он меня чувствует не хуже. А иногда думаю, надо бы ему рассказать о чем-либо, и тут вопрос от него: «Что ты сказала?». А ведь я молча думаю. Или сама у него так переспрашиваю. Нам в семейной жизни эмпатия очень помогает.

Источник: http://zhenskayadolya.ru/empatiya/