Экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис — это состояние тревоги или чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Оглавление:

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

Осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни; или

Осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией. Его так же часто связывают с кризисом среднего возраста.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Определённая доля недоверия подобным взглядом обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс. Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис. Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста, или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис. Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий. Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение — это настоящее. А кто-то может решить, что суть жизни — это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческог.

Мое поколение сейчас переживает то, что называют «кризисом тридцатилетия». У меня он растянулся на ц.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/ekzistencialnyy-krizis

Экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным, поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом, не сожалеть об прозеванных мгновениях.

Что такое экзистенциальный кризис

Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к безрадостным выводам.

Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал.

Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.

Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:

– острый дефицит сна;

– неудовлетворенность собственным существованием;

– ощущение одиночества и изолированности в мире;

– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;

– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;

– потеря понимания функционирования реальности;

– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;

– осознание сложности устройства Вселенной.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание. Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– угроза собственному существованию;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Экзистенциальное одиночество

Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна.

Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой.

У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщенности к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.

У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».

Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.

Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.

Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.

Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлеченности. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.

Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.

Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.

Экзистенциальный страх

Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать.

Описываемые страхи подразделяются на:

– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;

– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;

– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;

– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.

Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Рассматриваемое явление возникает, когда понятие смысла существования и его цели перестает удовлетворять, перестает направлять, лишает внутреннего покоя. Когда индивид осознает быстротечность собственного бытия, не понимает, чем наполнить собственное существование. Это тревожит его разум, вышибает из-под ног почву. Однако стоит лишь наметить определенную незначительную цель и запастись решимостью, как вновь возвращается душевное равновесие.

Существует несколько способов, как выйти из экзистенциального кризиса, один из которых характеризуется 4 шагами.

Первый – заключается в избавлении от мрачных дум, отрицательных чувств. Это своеобразная изоляция себя от негатива.

Следующий шаг – это фиксация. Он состоит в борьбе с отчуждением, путем «привязки» себя к устойчивой системе ценностных ориентиров и идеалов (Бог, государство, церковь, судьба, люди).

Третий шаг – это отвлечение, которое заключается в запрете собственным думам перетекать в негативное русло. Необходимо заполнить бытие новыми занятиями, хобби, целями, проектами, которые способствуют отвлечению. Именно на новых свершениях следует сконцентрировать всю энергию.

Последний шаг состоит в сублимации. Здесь надобно устремить собственные силы в позитивном направлении: можно музицировать, заняться рисованием, чтением стихов – всем, что способствует личностному самовыражению.

Ниже приведены иные способы, как выйти из экзистенциального кризиса. Прежде всего, рекомендуется постараться осознать, что источником проблемы является сам индивид. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.

Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие субъекты добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.

Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными индивидами. Это позволит значительно вырасти умению получать от бытия удовольствие.

Источник: http://psihomed.com/ekzistentsialnyiy-krizis/

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Содержание

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни;
  • осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией. Его также часто связывают с кризисом среднего возраста.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Недоверие к подобным взглядам обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс. Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис. Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис. Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий. Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение — это настоящее. А кто-то может решить, что суть жизни — это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Петер Цапфе, норвежский философ, в работе Последний Мессия [1] предлагает четырёхступенчатый путь преодоления экзистенциального кризиса: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Смотри также

Примечания

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Экзистенциальный кризис» в других словарях:

Экзистенциальный кризис — Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… … Большая психологическая энциклопедия

Кризис — У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия

Духовный кризис — – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса … Википедия

УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де () исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… … Философская энциклопедия

Dans le ciel — В небе Dans le ciel Жанр: роман Автор: Октав Мирбо Язык оригинала: французский Год написания: … Википедия

Мистический психоз — (англ. Mystical psychosis)  термин, предложенный в начале 1970 х годов американским психиатром Артуром Дейкманом в результате проведённого им сравнительного анализа психотических и мистических состояний, который показал, что… … Википедия

Части тела (Сезон 2) — Части тела. Сезон 2 Обложка DVD 2 сезона. Страна … Википедия

ПСИХОАНАЛИЗ — Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления. Монография, . … ПодробнееКупить за 508 руб
  • Христианство как вызов, Джуссани Л.. От производителя Книги о. Луиджи Джуссани — часть его проповеднической деятельности, обращенной к современному человеку. Автор показывает, что сегодня особенно важно увидеть христианство в… ПодробнееКупить за 213 руб
  • Исповедь. О жизни, Толстой, Лев Николаевич. В эту книгу вошли религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого «Исповедь» и «О жизни», в которых великий писатель и мыслитель подвел итоги годам своих духовных и нравственных исканий.… ПодробнееКупить за 201 руб

Другие книги по запросу «Экзистенциальный кризис» >>

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/440777

Экзистенциальный кризис и пути его преодоления

Стремительный водоворот повседневной жизни «закручивает» людей в заботы о насущном хлебе, карьерном росте, заботе о семье. Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом. Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни.

Немного теории

Термин берет свое начало из философии. Основоположниками теории экзистенциального кризиса стали Карл Ясперс, Ролло Мэй и Жан-Поль Сартр. Они утверждали, что существование человека в этом мире объясняется только иррационально. То есть единение с тонким миром ощущается при условии смертельной опасности. Именно угроза для жизни помогает осознать всю ценность земного существования и перейти на новый, значимый уровень развития.

Экзистенциализм позволил зародиться новой психологической школе, которая основывается на гуманистическом подходе. Она и обосновала такой термин как экзистенциальный кризис.

Итак, экзистенциальный кризис – это период в жизни человека, когда он испытывает чувство сильного душевного дискомфорта, сопровождающееся тревогой и сомнениями в вопросе о смысле бытия.

Чаще всего к осмыслению жизни приходят люди, которые добились материального благополучия или определенного социального статуса. Происходит разочарование в тех идеалах, которые ранее были непререкаемыми. Возможно появление неврозов и некоторых психологических расстройств, так как потеря смысла жизни неизбежно приводит к изменениям ориентиров и стремлений.

Причины появления

К проявлению кризиса более склонны люди творческих профессий, которые имеют больше свободного времени и привыкли к самоанализу. Те, кто занят физическим трудом, менее подвержены размышлениям и «копанием» в себе. Тем не менее кризис не обходит и их стороной. Причину его появления чаще всего связывают с определенными жизненными ситуациями, которые требуют более детального рассмотрения.

  • Уход из жизни близкого человека или члена семьи;
  • Страх собственной смерти, связанный с опасностью для жизни;
  • Длительное нахождение в одиночестве;
  • Отсутствие возможности общения с родными людьми или любимым человеком;
  • Разочарование в религии;
  • Использование психотропных препаратов;
  • Чувство одиночества и отторжения обществом;
  • Взросление детей и их самостоятельная жизнь, в которой уже нет столько места для заботы родителей.

Осознание парадокса бытия, которое заключается в вере важности собственного нахождения на земле и четкое понимание того, что в этом существовании нет смысла и цели, — главное отличие экзистенциального кризиса от других переломных моментов жизни человека. При этом отличительной чертой этого этапа является внезапность осознания.

Выйти из кризиса поможет ответ на вопрос о смысле жизни. Люди находят выход из сложившейся ситуации, следуя по трем путям:

  • Глубокая вера и принятие религиозных учений о бессмертности души.
  • Мистическое предназначение человеческой души, которое основывается на оккультных науках и также предусматривает отсутствие безвозвратной утраты жизни. Как правило, такие учения основываются на переселении душ.
  • Определение цели самим человеком, его стремление оставить материальный след после своего ухода.

Рассмотрим ощущения психологического дисбаланса, которые испытывает человек в период данного кризиса.

Добровольный уход из жизни

Мысли о бесполезности собственного существования преследуют человека. Особенно остро их переживают люди, которые были уверенны в собственной значимости и полезности обществу. Как правило, они занимают руководящие посты или связаны с распределением должностных обязанностей.

Не видя путей разрешения внутреннего конфликта, человек приходит в состояние отчаяния, которое характеризуется полной утратой интереса к тому, что будет завтра. Желание закончить бессмысленное земное существование преследует человека, и появляются мысли о суициде.

Опасность одиночества

Сразу следует оговориться, что существует два вида одиночества:

Первый тип еще называют повседневным одиночеством. Ему подвержены многие люди. Такое одиночество характеризуется изолированностью от общества, его неприятием. Страх быть отвергнутым мешает наслаждаться общением и впустить кого-либо в свою жизнь.

Что касается второго вида одиночества, то оно гораздо глубже и основывается не только на отсутствии и поддержке других людей. Отличительная его черта состоит в полном разрушении собственных идеалов, крахе внутреннего равновесия. Последствием длительного пребывания человека в таком состоянии является полное отсутствие желания находить цель и смысл в обыденных занятиях. Апатия и скука при этом не являются патологическими процессами. Это значит, что у человека нет желания развиваться и к чему-то стремиться, но стремление уйти из жизни у него отсутствует.

Страх перед жизненными проявлениями

Экзистенциальный кризис проявляется не только в одиночестве и отверженности. Главными его признаками являются тревога и страх.

Страхи не носят какого-то конкретного значения: они тесно связаны с мироощущением человека. Ощущения тревоги и страха проявляются у всех, кто переживает этот период. Однако проявляются они по-разному. К примеру, сильное подсознание и воля способны свести к минимуму эти проявления.

Психологи разделяют страхи этого типа на 4 группы:

  • Страх смерти и быстротечности времени. Человек боится потерять молодость и привлекательность. Его ужасает мысль, что он может стать немощным, не способным к самообслуживанию. Ужас перед грядущей смертью и неизвестностью после нее.
  • Страх пространства – темноты, воды, любого открытого участка. Беспомощность перед резкими переменами жизни выливается в желание следовать четкому укладу жизни по расписанию.
  • Страх перед жизнью. Непонимание таинственности жизненных процессов и ощущение их полной бессмысленности преследуют человека.
  • Страх перед возможностями собственной психики. Боязнь потерять контроль над разумом и чувствами, неумение контролировать собственные желания поступки.

Страх порождает чувство вины за то, что человек не смог реализовать возложенные на него обществом, семьей или самим собой надежды. Однако появление чувства вины свидетельствует о начале преодоления кризисного этапа.

Пути преодоления

Экзистенциальный кризис можно преодолеть только тогда, когда человек осознает его наличие и захочет выйти из-под его влияния.

Итак, выход из сложившейся сложной ситуации состоит из 2-х этапов:

  • Признать. Как только человек осознает, что его психологическое состояние нуждается в изменениях, можно считать, что он уже справился с проблемой наполовину.
  • Найти новый смысл жизни, поставить осмысленные цели.

При преодолении кризисного периода жизни важно помнить, что любой переломный этап – это начало нового пути, который поможет вам стать лучше, увереннее и сильнее.

Нахождение «Нового смысла жизни» и постановка «осмысленных целей» не более чем отвлечение или анкеровка.Это не решает кризис,не дает ответов на вопросы,это просто избегание проблемы в духе «делай как все и не думай».Впрочем,предлагаемое решение в духе самой проблемы — какой смысл имеет развязка данного кризиса,если отдельный человек с его переживаниями ничего не значит?

Разве попытка найти себя и свой смысл в жизни не является поиском решения проблемы? На мой взгляд, сущность осмысленной человеческой жизни и заключается в постоянных поисках ее смысла! В Вашем комментарии как раз и прослеживается желание «быть как все». оставить все как есть и ни о чем не думать, все равно «человек ничего не значит»

Источник: http://vospitannie.ru/vozrast/ekzistentsialnyj-krizis.html

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Экзистенциальный кризис может иметь место тогда, когда ответ на вопрос о смысле и цели жизни (или место в ней) уже не приносит удовлетворения, не указывает путь, по которому нужно идти, и лишает душевного покоя. Когда вы понимаете, что жизнь проходит мимо вас, что вы не знаете, чем ее заполнить, это бередит ваш разум и выбивает почву из-под ног. Но стоит лишь поставить себе какую-то небольшую цель и набраться решимости , как вы вновь обретете душевное равновесие.

Шаги Править

Метод 1 из 2:

Способ последнего мессии Править

Норвежский философ Петер Вессель Цапфе предлагает четыре способа выхода из кризиса. А именно:

Метод 2 из 2:

Советы Править

  • Позаботьтесь о своем теле. Пейте больше воды – это поможет в борьбе с головными болями и перепадами настроения, а так же благотворно скажется на работе мозга. Вы так же можете отправиться на прогулку – это может открыть для вас новые перспективы и стимулировать повышение уровня эндорфина.
  • Не отказывайтесь от решения проблемы лишь потому, что услышали от кого-то, что жизнь становится более осмысленной, когда вы страдаете.
  • Не думайте слишком много после полуночи. Ни к чему хорошему это не приведет, разве что вы от природы являетесь совой. Тем, кто не слишком хорошо себя чувствует в течение дня, но имеет высокую работоспособность в ночное время, напротив, не стоит перегружать себя размышлениями ранним утром, когда вы достаточно долгое время бодрствовали, иначе вы будете испытывать лишь боль и злость.
  • Кушайте натуральные продукты и пейте очищенную профильтрованную воду.
  • Глубоко вдыхайте через нос и выдыхайте через рот. Неглубокие вдохи через рот являются признаками паники.
  • Иногда вам может показаться, что вы не живете полноценной жизнью, а лишь плывете по течению. Сядьте и сконцентрируйтесь. Чего бы вы хотели добиться в своей жизни? Сделайте это.
  • Не бойтесь ошибок. Если вы научитесь принимать поражения и отказы, относитесь к ним как просто некоему опыту, который добавляет вам мудрости и возможности изменяться и расти как личность.
  • Маленькие победы – это ключ к великим свершениям, помните об этом.
  • Вне зависимости от того, насколько вам будет сложно, не стоит выплескивать свою неуверенность на других людей. Если вы полагаете, что вы находитесь по уши в проблемах, постарайтесь решить их самостоятельно. Если вы будете изводить других людей, вы не улучшите свое состояние.
  • Научитесь принимать как данность людей и вещи, которые вам не под силу изменять или контролировать.
  • Не бойтесь смеяться, в том числе и над собой. Это хороший способ понять, кто же вы есть на самом деле. Этот прием дарует ощущение личной свободы. Кроме того, таким образом, вы сможете выяснить, что действительно важно, а что нет. Если вам тяжело смеяться над чем-то, знайте, ваша проблема намного больше и глубже, чем вы думали поначалу.
  • Живите, прощайте, учитесь, любите и процветайте.
  • Проблема экзистенциального кризиса освещена в произведениях Ницше, Сатра и Камю. В зависимости от того, какой у вас характер, их произведения могут вам прийтись по вкусу, а могут и не понравиться.
  • Если вы замужем или живете со своей второй половинкой, не стоит будить его или ее среди ночи, если вы уже делали это вчера. Он, конечно, вас любит, но уже дал вам нужный совет.
  • Помогайте другим людям.
  • Ничего не бойтесь.
  • Медитируйте.
  • Любите и будьте любимы.
  • Питайтесь лучше.

Предупреждения Править

  • Не пытайтесь справиться с кризисом с помощью алкоголя или наркотиков. Несмотря на то, что на первый взгляд, это может принести моментальное облегчение, подобные вещи заставят вас страдать в долгосрочной перспективе и усложнят для вас возможность роста и улучшения своей жизни.
  • Что бы вы ни делали, не пытайтесь покончить жизнь самоубийством или причинить себе какой-либо физический вред. Не стоит вносить в свою жизнь необратимые изменения из-за временных проблем. Уясните, что уничтожать единственную копию своего романа или делать себе на лицо татуировку – совершенно неприемлемо.
  • Не стесняйтесь обращаться на горячую линию. Она создана для пользы людей, у которых возникают похожие проблемы. Жизнь очень сложная штука. Помогайте другим и просите о помощи, когда вы в ней нуждаетесь.
  • Уважайте чужое существование. Если есть кто-то или что-то, мешает вам достичь своей цели, очень важно определить взаимную для обеих сторон выгоду. Иными словами, применение насилия к другим людям в любой форме это неприемлемо. .

Дополнительные статьи

справиться с пограничным личностным расстройством

преодолеть боязнь секса

стать эмоционально устойчивой личностью

избавляться от ненужных мыслей и чувств

избавиться от зависимости от мастурбации

перестать принимать все близко к сердцу

стать спокойным человеком

помочь человеку, который наносит себе порезы

перестать плакать, когда вы очень расстроены

составить список поставленных перед собой целей

Источник: http://ru.wikihow.com/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D1%81-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BC

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM -5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler) , психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. — “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг ( Katharine King ), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io 9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.

“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. — “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”

Для этих клиентов страх смерти может переживаться как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Изнурительная свобода и выбор

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io 9. — “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”

Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. — “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.

“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. — “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”

Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.

“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io 9. — “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”

Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. — “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Поиск смысла

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:

Осмысленность : высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

Кризис смысла : низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

Экзистенциальное безразличие : низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

Экзистенциальный конфликт : высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио ( Bruno Dam á sio ) и Сильвия Коллер ( S í lvia Koller ) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.

Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”

Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно: люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?

Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom) , Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “ экзистенциальная психотерапия ” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. — “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”

Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.

“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.

“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. — “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”опубликовано econet.ru

Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)

Источник: http://econet.ru/articles/75071-kak-spravitsya-s-ekzistentsialnym-krizisom