Эхолаличная речь

Эхолалия: симптомы и лечение



Эхолалия — основные симптомы:

  • Нарушение координации движения
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Повторение услышанных слов
  • Забывчивость

Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова.

Оглавление:

Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

Причины

На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д., требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:



Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

Разновидности

Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:


  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Диагностика и лечение

Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно;
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков);
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»;
  • оберегать своих детей от стрессов.

Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психотерапевт.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.



Рак головного мозга – недуг, в результате прогрессирования которого в головном мозге формируется опухоль злокачественного характера, прорастающая в его ткани. Патология очень опасная и в большинстве клинических ситуаций заканчивается летальным исходом. Но срок жизни пациента можно значительно продлить, если своевременно выявить первые признаки недуга и обратиться в медицинское учреждение для проведения комплексного лечения.

Лейкодистрофия – это патология нейродегенеративного генеза, которой существует более шестидесяти разновидностей. Для болезни характерно нарушение обмена веществ, что приводит к скоплению в головном или спинном мозге специфических компонентов, разрушающих такое вещество, как миелин.

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Гиперкальциемия определяется как заболевание, характеризующееся высокой концентрацией в крови кальция, при котором его показатели превышают отметку в 2,6 ммоль/л. Гиперкальциемия, симптомы которой зачастую и вовсе могут отсутствовать у больного, обнаруживается посредством исследования крови. Что касается основной причины ее возникновения, то она, как правило, определяется исходя из расспросов пациента относительно употребляемых им лекарств и питания. Между тем, определение причин гиперкальциемии преимущественно сводится к проведению для этого рентгенологических исследований и лабораторных анализов.

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.



Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения: [javascript protected email address]

Источник: http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/1600-ekholaliya-simptomy



Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

1. Определение понятий 2. Причины 3. Классификация 4. Диагностика 5. Лечение

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:


  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).

Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.



Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.



Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.


Рекомендуем

Комментарии ( 0 )

Написать комментарий

Заболевания

Желаете перейти к следующей статье «Миотония – описание и классификация синдромов, причины и лечение заболевания»?

Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Источник: http://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/ehkholaliya.html

Эхолалия

Эхолалия – автоматическое повторение слов, услышанных в речи другого человека.

Содержание

Причины

Эхолалия у детей может возникнуть на одном из этапов речевого развития – с 6 до 12 месяцев или с 3 до 4 лет. В этих возрастных промежутках многие малыши повторяют слова окружающих. Таким образом они изучают основы речи и пытаются вступить в диалог.



Причины эхолалии в старшем возрасте:

Симптомы

Признаки эхолалии в детской речи представляют собой неконтролируемое повторение целых предложений или отдельных слов из монолога собеседника. Источником цитирования может быть не только человек, находящийся рядом, но и телевизионная или радиопередача, книжный текст и так далее.

Эхолалия бывает двух видов:

  • немедленная – воспроизведение фраз, услышанных только что;
  • отсроченная – повторение чужих слов через какой-то промежуток времени – через 15 минут, час, день, неделю.

Немедленная эхолалия необходима для поддержания разговора. Поскольку ребенок с аутизмом или другими проблемами не может быстро отреагировать на слова собеседника, он повторяет их, заполоняя паузы в разговоре и пытаясь осознать сказанное.

Отсроченная эхолалия у взрослых и детей с различными психическими отклонениями выполняет три функции, среди которых:


  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • систематизация информации.

Самостимуляция при эхолалии заключается в том, что человек повторяет те фразы из прошлых диалогов, видеосюжетов или печатных изданий, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями. Благодаря этому он погружает себя в желаемую атмосферу. Чаще всего эти фразы не имеют никакого отношения к текущим событиям, поэтому вызывают у окружающих удивление.

Функция передачи настроения базируется на том, что некие слова связаны у ребенка с отрицательными или положительными переживаниями. Например, когда-то он услышал фразу: «Мороженое закончилось». И она вызвала у него негативные эмоции. В другой неприятной ситуации (не связанной с мороженым) он может ее повторить.

Систематизация информации при эхолалии выглядит так. Вечером человек проговаривает услышанное в течение дня, чтобы упорядочить информацию и поделиться с близкими эмоциями. Его речь выглядит не как цельный рассказ, а как набор отдельных фраз.

Диагностика

Заметив у ребенка симптомы эхолалии, необходимо проконсультироваться с психологом или психоневрологом. Врач сможет дать ответ, является ли повторение слов нормальным этапом речевого развития либо оно связано с отклонениями в психическом развитии. Во втором случае проводится дополнительная диагностика, включающая различные тестирования.

Лечение

У детей без задержки развития лечение эхолалии не производится. Но от родителей требуется соблюдать определенные правила:


  • разговаривать очень четко, без повышения тона;
  • задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • оберегать ребенка от стрессовых ситуаций.

При наличии дефектов речи у детей коррекция эхолалии должна проводиться логопедом или дефектологом с помощью специальных упражнений.

Если диагностирован аутизм или другое психическое заболевание, лечение эхолалии у детей осуществляется только в комплексе с другими мероприятиями, назначенными врачом. Родители ребят с подобными проблемами должны проявлять терпение и учиться правильному общению:

  • не останавливать малыша при повторении фраз, а каждый раз пытаться понять, какую информацию он хочет донести;
  • добавлять новые слова в заученные предложения, расширяя его лексикон;
  • использовать картинки с изображением предметов, если ребенку нужно сделать выбор, чтобы не было недоразумений.

Если у человека наблюдается эхолалия, для лучшего его понимания важно обращать внимание не только на суть слов, но и на ситуации, в которых он их повторяет, интонацию, выражение лица и другие нюансы.

Эхолалия не болезнь, поэтому для ее терапии медикаменты не применяются. Но они могут быть использованы для лечения состояний ее вызвавших – шизофрении, поражения лобных долей мозга и так далее.

Прогноз

Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.



Источник: http://liqmed.ru/disease/eholaliya/

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка

Эхолалия – это термин, который используют для описания ситуации, когда ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком. Например, если вы спрашивает малыша: «Ты хочешь котлету?», и он говорит «Хочешь котлету», а не «Да», то вы имеете дело с эхолалией.

Также существует «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал достаточно давно: например, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.

Является ли эхолалия нормальным явлением?

Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда.

Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.



Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.

Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.

Когда в норме должна прекратиться эхолалия?

Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся.

К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации.

К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер.



Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.

Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно. Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами. Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи.

Как воздействовать на эхолалию — в пользу развития ребенка

Лечение эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять.

Если ребенок не знает, какие слова использовать – это один случай, а если он получает успокоение в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже иная ситуация.

Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов.



Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС.

Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками

Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию.



Когда ребенок использует эхолалию для просьб

Возможно, вам знакома ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, конечно, ввиду «Возьми меня на руки»). В данном случае он использует услышанную от вас в определенных обстоятельствах фразу и не задумывается о ее точном смысле. Произнесите правильный вариант и попросите малыша повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.

Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.

Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы

Очень часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его последнее слово.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа (переход на следующую ступеньку может занимать несколько недель):

  1. Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?»)
  2. Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ.
  3. Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
  4. Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук.
  5. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.
  6. Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Когда ребенок повторяет вашу фразу

Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и старательный логопед. Вот как выглядит такая эхолалия:



Логопед: «Миша, как говорит собака?»

В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти.

Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».

Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте малышу вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет.

Когда эхолалия служит целям самостимуляции

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия.

В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь.

Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены. Если ребенку приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось.

Другие дети с РАС могут прибегать к отложенной эхолалии как к стиму, когда испытывают скуку или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в собственный мир, где в кинотеатре внутри их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.

Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.

Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.

  • Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря».
  • Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами.
  • Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.

Как использовать эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я

Многие дефектологи и психологи акцентируют внимание на методе «говорить от лица ребенка», который особенно эффективен для детей с РАС на первом порах появления эхолалии .

По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.

Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:

  • Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.

Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания:

  • Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.

Постепенно можно включать в перечень Я-конструкций свои предположения об эмоциях, которые очевидно испытывает ребенок:

  • Папа пришел с работы — «Я рад папе».
  • Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
  • Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
  • Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
  • Ребенок крепко обнимает маму, снова увидев ее в конце дня в детском саду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».

Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих специалистов и теории формирования речи у детей с РАС в эти моменты ребенок запоминает формулировки соответственно обстоятельствам и эмоциям. Они фиксируются в памяти, из которой потом может быть сформирована речь при РАС – пусть и не самыми обычными путями и темпами.

Является ли эхолалия при РАС проявлением положительной динамики?

Как уже отмечалось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но длится она у них не очень долго. У детей с РАС этот переход отнимает больше времени, но все равно нередко случается.

По мнению многих специалистов, если при эхолалии нарастает разнообразие и интенсивность в течение дня, то это хороший знак на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.

Очень часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение личных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но многократно повторенные словесные блоки все-таки анализируются мозгом и используются не вхолостую, а чтобы превратится в спонтанную речь.

Такой переход у детей с аутизмом, как правило, происходит в более позднем возрасте, с большими усилиями и зачастую без вполне гладкого конечного результата.

Однако вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу о том, что накопленные при эхолалии целые фразы со временем дробятся на части, которые соединяются друг с другом — для создания новых сочетаний. Например, Темпл Грандин, известная женщина с аутизмом, описала такой опыт следующим образом:

«Вот что происходит: когда на моем жестком диске записывается все больше фраз, тогда я могу комбинировать их разными способами, и моя речь уже не напоминает включенный диктофон. Это постепенный процесс: с каждым днем ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».

Перевод с дополнениями

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

Оставить комментарий Click here to cancel the reply

Новые статьи

Новые материалы

Об ассоциации

АККП — Ассоциация родителей и специалистов, созданная с целью помощи в реабилитации детей с особенностями.

Аутизм

Развитие и oбучение

Нарушения и помощь

Методы коррекции

Полезные материалы

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Все права защищены и принадлежат АККП ©2018

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/eholaliya-chto-eto-i-kak-ee-ispolzovat-dlya-razvitiya-rebenka/

Что делать, если у ребенка эхолалия? Лечение эхолалии в Саратове, России

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Когда встречается эхолалия?

При каких патологических состояниях, заболеваниях, болезнях встречается эхолалия? Эхолалия чаще может наблюдаться при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиль де Ля Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутистическое поведение, аутистический спектр, аутистические черты характера), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), умственная отсталость (слабоумие, олигофрения, имбецильность, дебильность), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. В норме эхолалия встречается как этап развития речи у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таком образом познает речь. Если же ребенок в 3 года и позже повторяет или выкрикивает слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу.

Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная

Рефлексотерапевты, неврологи, психиатры выделяет 2 вида эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная эхолалия (отложенная). При немедленной эхолалии ребенок сразу повторяет слово после того, как его услышал от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова после длительного промежутка времени. Может пройти и несколько минут, и несколько лет после услышанной фразы. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является признаком заболевания. Также выделяется истинная эхолалия и митигированная эхолалия. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение обращенной речи, при митигированной эхолалии больной повторяет слова с трансформацией.

Причины возникновения эхолалии

Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнить паузу, выразить согласие или несогласие, назвать окружающие явления, людей, предметы, позволяет ребенку успокоиться, тренироваться, понять чужую речь, вспомнить прошлое, поделиться своими чувствами, повеселиться, поделиться переживаниями и чувствами. Существуют различные причины возникновения эхолалии.

Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.

В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книжках или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика иди девочки возникают ассоциации и эмоции об увиденных действиях или предметах. Причем возникновение образов не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает ребенку общаться с другими детьми или взрослыми.

Коммуникация настроения.

Ребенок может выражать свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он запомнил накануне. Причем фраза может быть не связана по смыслу с тем настроением, которая она выражает у ребенка.

Систематизация итогов дня.

У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку информации, которую они получили в течение всего дня, и которая не дает им успокоится.

К сожалению, в старшем возрасте эхолалия в большинстве случаев свидетельствует о серьезной патологии, синдроме Туретта, аутизме, которые нужно лечить своевременно.

Симптомы и клиника эхолалии

Основные симптомы эхолалии — повторение слов, словосочетаний, предложений.

Коррекция эхолалии

В настоящее время нет специфических лекарственных препаратов, которые бы производили лечение эхолалии. Коррекция эхолалии связана с постоянной работой пап и мам со своим ребенком, четким и ясным произношением слов, отсутствием стрессовых ситуаций в семье. Коррекции поддается только немедленная эхолалия при нормальном формировании речи ребенка. В случае возникновения патологической эхолалии нужно обращаться в Сарклиник для проведения планового этапного лечения.

Лечение эхолалии у детей и взрослых в Саратове

Сарклиник (Россия, Саратов) успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения эхолалии у детей, подростков и взрослых в Саратове. Лечение проводится в амбулаторных условиях курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести патологии. Сарклиник знает, как лечить эхолалию у мальчиков и девочек, как избавиться от эхолалии у парней и девушек, что делать при эхолалии у мужчин и женщин.

Источник: http://sarclinic.ru/index.php/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/585-ekholaliya-rechi-u-detej-korrektsiya-lechenie-simptomy-prichiny-kak-lechit

Эхолалия

Эхолалия – это неврологическое расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение слов и фраз. Рассмотрим его особенности, методы лечения и профилактики.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, эхолалия входит в группу: XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.

R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

  • R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках (исключение: специфические расстройства развития учебных навыков):
    • R48.0 Дислексия и алексия
    • R48.1 Агнозия
    • R48.2 Апраксия
    • R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Очень часто болезнь ассоциируют с ранними симптомами аутизма или особенностями становления детской речи. Выделяют два этапа развития разговорных навыков у ребенка: от 6 месяцев до 12 и от 3 до 4 лет. В этом возрасте дети повторяют все услышанное, и это считается нормальным. Имитация собственной речи является единственным способом тренировать и улучшать произношение звуков. Таким образом, формируются основы взаимодействия с окружающим миром, и расширяется словарный запас. Если на одном из этих этапов начались нарушения, то это может привести к развитию эхолалии.

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Частота развития неврологических расстройств имеет тенденцию к увеличению. Эпидемиология эхолалии указывает на ее возрастной аспект, так надетей 2-6 имеют симптомы патологии. Подобное нарушение в большинстве случаев выявляют с помощью ранней диагностики, то есть на первых стадиях, которые лучше всего поддаются коррекции.

Подобная качественная аномалия провоцирует нарушения в социальном взаимодействии и общении. Это связано с бесконтрольно повторяющимися словами и фразами, что делает невозможным процесс адаптации к социуму. Заболевание может сопровождаться прогрессирующей умственной отсталостью.

Причины эхолалии

Эхолалия возникает на этапе речевого развития, когда ребенок начинает познавать окружающий мир и активно выговариваться. Выделяют два таких этапа, которые длятся с 6 месяцев до года и с 3 до 4 лет. Именно в этих возрастных промежутках дети активно повторяют слова окружающих, изучая основы речи и пытаясь вступить в диалог.

  • Нарушения психики.
  • Различные неврологические патологии.
  • Поражение лобных долей головного мозга.
  • Умственная отсталость.
  • Аутистическое расстройство.
  • Синдром Туррета.
  • Имбецильность.
  • Шизофрения.
  • Синдром Ретта.
  • Рак головного мозга.
  • Дислексия.
  • Дисфазия.

Любое их вышеуказанных расстройств может быть диагностировано у детей, поэтому, когда речь идет об эхолалии у взрослых, то подразумевают не выявленные нарушения в детском возрасте. Кроме основных причин, болезнь может быть усугублена или вызвана определенными провоцирующими факторами:

  • Самоустранение в процессе коммуникации – повторяя услышанное, ребенок имеет определенный спектр эмоций и ассоциаций. Если такие образы всплывают слишком часто и являются ошибочными, то это становится проблемой в общении.
  • Эмоции в процесс коммуникации – эхолалия выступает индикатором настроения пациента, так как повторяемые фразы имеют эмоциональные образы.
  • Обработка и упорядочивание информации – повторяя услышанное, больной упорядочивает произошедшие события, делится этой информацией и эмоциями с окружающими.

Независимо от возраста больного, болезнь всегда сопровождается психическими и неврологическими патологиями. При диагнозе аутизм, эхолалия выступает своеобразным способом общения. Это попытка поддержать разговор или вступить в диалог до того, как произошло осознание сказанного.

До 4-х летнего возраста автоматическое повторение слов за окружающими является нормальным. Но в более старшем, данный симптом требует медицинской помощи, так как указывает на серьезную патологию. В медицинской практике очень часто встречаются случаи, когда болезнь становится провокатором истерических припадков из-за возникающего недопонимания.

Патогенез

Механизм развития расстройства речевого поведения может быть связан как с функциональными, так и органическими изменениями в головном мозге. Патогенез подразумевает ряд процессов, обуславливающих появление симптомов эхолалии. Это может быть вызвано имеющимися или перенесенными заболеваниями, врожденными патологиями.

Признаки болезни проявляются при гипервозбуждении нейронов в двигательной зоне лобной доли головного мозга. Это было установлено с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Для дефекта характерны нарушения в функционировании нервных структур головного мозга, сложности в социальной и эмоциональной сфере при условии нормального мышления и внимания. Поскольку эхолалия может быть ранним симптомом аутизма, то в некоторых случаях наблюдается дисбаланс торможения и возбуждения, избыток локальных связей на определенных участках головного мозга и другие патологии.

Симптомы эхолалии

Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.

Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:

  • Немедленная – больной воспроизводит слова и фразы, только что услышанные. Данный вид необходим для поддержания связи с окружающими, то есть выступает своеобразным разговором.
  • Отсроченная – повторение происходит через определенный промежуток времени, это может бытьминут, день, неделя или месяц. Сопровождается различными дополнительными психическими расстройствами.

Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.

Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.

Первые признаки

В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.

Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.

Эхолалия у взрослых

Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.

Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.

Эхолалия у детей

Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.

Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.

Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.

Формы

На сегодняшний день выделяют два вида эхолалии: немедленная и отсроченная. Первая представляет собой незамедлительное повторение услышанных слов. Она является демонстрацией того, что большой услышал чужую речь, но нуждается во времени для ее принятия и понимания. При нормальном развитии процесс формирования осмысления услышанного занимает несколько месяцев. Но при речевом расстройстве это может затянуться на годы. Для отсроченного повторения характерно воспроизведение слов и фраз через определенный промежуток времени. Они могут произноситься в любой ситуации и в любое время.

Рассмотрим детальнее основные виды эхолалии:

Больной повторяет только что услышанное, демонстрируя физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Следующим этапом идет процесс понимания сказанного, который занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие ученные трактуют это как своеобразный способ коммуникации, попытку поддержать диалог и ответить до осознания сказанного. Это выглядит примерно так: «Я тебя слышу, но все еще пытаюсь понять сказанное».

Очень часто при данной форме речевого нарушения возникают истерические припадки. Они развиваются на фоне непонимания. К примеру, когда больного спрашивают о том, что он хочет воду или сок. В большинстве случаев ответом будет последнее слово, то есть сок. Когда пациент получает его, начинается истерика, так как ответ был еще до осознания предложенных вариантов.

Повторение заученных фраз в определенном социальном контексте является нормой. В данном случае речь идет о цитировании стихотворений, интересных высказываний или отрывков из произведений. Отсроченный вид эхолалии представляет собой повторение чужих фраз через длительный промежуток времени. Это может произойти через несколько минут, дней, месяцев и даже лет, независимо от времени или места.

Выделяют ряд причин, вызывающих отсроченное речевое расстройство:

  • Самостимуляция – ее основная цель получить удовольствие от сказанного. То есть больной повторяет слова и фразы, которые ему нравятся. Это могут быть цитаты из фильмов, передач, книг и многое другое. Если отсроченная эхолалия используется как развлечение, то она нарушает реальное общение. Поэтому основная задача терапии направлена на переключение внимания на конструктивные занятия.
  • Коммуникация настроения – автоматическое повторение может передавать определенные эмоции. Это могут быть какие-то фразы, ассоциированные с разочарованием или радостью, а также слова, которые подходят под общий тон беседы.
  • Подведение итогов – это метод обработки информации, полученной в течение дня, то есть группирование воспоминаний с помощью повторений.

На сегодняшний день разработано несколько методов, позволяющих откорректировать процесс общения. Для этого используют визуальные и тактильные практики, то есть подключение различных чувств для улучшения понимания.

Эхолалия и эхопраксия

Непроизвольное повторение движений или слов окружающих – это эхокинезия. Как и многие психоневрологические патологии, она не имеет четкой этиологии. Эхолалия и эхопраксия являются ее формами, которые зависят от проявляющейся симптоматики. Рассмотрим детальнее каждую из них:

Автоматическое повторение действий и движений других людей. Имеет несколько форм, чаще всего больной повторяет элементарные движения, которые видит собственными глазами. Это могут быть хлопки в ладоши, поднятие рук, одергивание одежды и другое. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга и поражении его лобных долей.

Непроизвольное повторение слов, осуществляемое путем полного дублирования или вплетения отдельных реплик в свою речь. Чаще всего больные повторяют вопросы, которые к ним обращены. Не смотря на всю машинальность расстройства, пациенты способны понимать и обрабатывать получаемую информацию. Имеет две формы: отсроченную и немедленную, встречается как у детей, так и у взрослых. Может возникать после перенесенных черепно-мозговых травм, при шизофрении, имбецильности, умственной отсталости и органических заболеваниях головного мозга.

В некоторых случаях эхолалия и эхопраксия проявляются одновременно. При ранней и правильной диагностике данных расстройств, есть шанс откорректировать поведение больного.

Осложнения и последствия

Эхолалия, как и ряд других психоневрологических заболеваний, приводит к различным последствиям и осложнениям. Прежде всего, это трудности с процессом социализации, обучением, трудовой деятельностью, возможностью завести друзей или создать семью.

Даже при условии своевременного и правильного лечения, речевой дефект сохраняется на всю жизнь. Если расстройство протекает на фоне аутизма, то у таких пациентов наблюдается повышенный порог болевой чувствительности. Это приводит к тому, что человек не реагирует на болезненные раздражители. Иногда дети с такими патологиями занимаются самоистязанием, которое приводит к различным повреждениям тела.

Диагностика эхолалии

При первых симптомах нарушения речевого поведения у ребенка или взрослого, необходимо проконсультироваться с психоневрологом и психологом. Диагностика эхолалии начинается со сбора анамнеза и осмотра больного. Это позволяет определить есть ли отклонения в психическом развитии. Если автоматическое повторение слов не связано с возрастными особенностями, то проводятся дополнительные исследования и тесты.

Примерный алгоритм обследований при подозрениях на эхолалию:

  • Анализ жалоб и сбор анамнеза – опрос матери малыша о течение беременности, изучение наследственности.
  • Неврологический осмотр для выявления нарушений.
  • Осмотр у логопеда – врач оценивает речь малыша, неправильное произношение, перепутывание слогов, частоту повторений.
  • Инструментальные и лабораторные исследования.

Для выявления неврологической патологии применяют такие же методы, как и для диагностики аутизма. Это связано с тем, что эхолалия может выступать одним из его симптомов. С помощью специальных опросников (ADI-R, ADOS, CARS, ABC, CHAT) проводятся различные тестирования и изучение поведения больного в привычной для него среде. Также применяются лабораторные и инструментальные методы, то есть анализы крови, ультразвуковое исследование головного мозга, электроэнцефалограмму и другие.

Анализы

При речевом расстройстве, как и при других психоневрологических патологиях необходима тщательная диагностика. Анализы входят в обязательный комплекс исследований и состоят из таких процедур:

  • Нейропсихологические анализы.
  • Проверка умственных способностей.
  • Анкетные опросы и наблюдения.
  • Лабораторные исследования.

В обязательном порядке сдают: кровь, мочу, анализ ДНК, ЭЭГ и другие. Они необходимы для исключения схожих по симптоматике болезней и выявления сопутствующих патологий. Основываясь на полученные результаты, врач составляет план дальнейших исследований и варианты терапии.

Инструментальная диагностика

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния пациента, используются различные медицинские подходы. Инструментальная диагностика состоит из ряда процедур, позволяющих визуализировать и оценить состояние головного мозга и других органов и систем, которые могут провоцировать симптомы патологии:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга – проводится для выявления и определения степени его повреждений.
  • Электроэнцефалограмма – выявляет симптомы, которые могут сопровождать эхолалию и ранний аутизм. Это могут быть эпилептические припадки, судороги, потеря сознания и другое.
  • Магнитно-резонансная томография – выявляет аномалии развития головного мозга, мозолистого тела и височной доли. Позволяет диагностировать речевую патологию и аутизм на ранних стадиях.
  • Проверка слуха – пациент проходит консультацию и обследование у сурдолога. Это необходимо для исключения тугоухости и сопутствующей ей речевой задержки.

Основное преимущество вышеописанных инструментальных методов в том, что они неинвазивные. Это позволяет свести к минимуму страхи и истерические припадки у пациентов всех возрастов.

Дифференциальная диагностика

Исследования при эхолалии очень важны, так как позволяют отличить ее от других нарушений работы головного мозга. Дифференциальная диагностика направлена на выявление ранних признаков таких патологий, как:

  • Умственная отсталость – наблюдается прогрессирующее снижение интеллекта. Больные не стремятся устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, часто замкнуты и даже агрессивны.
  • Шизофреническое расстройство – проявляется до семи лет и для него характерны судорожные припадки, галлюцинации, бредовое состояние. Имеет наследственную предрасположенность. Умственные способности не нарушены.
  • Депривационные расстройства – проявляются из-за сильных стрессов в результате резкой смены привычной обстановки, то есть появления чего-либо нового.
  • Синдром Геллера – возникает в возрасте 3-4 лет и характеризуется выраженными поведенческими нарушениями. Наблюдается раздражительность, прогрессирующее снижение интеллекта, потеря двигательных навыков и речи.
  • Синдром Ретта – возникает на фоне на первый взгляд нормального развития в период от 6 месяцев до 3 лет. Появляются неврологические симптомы, различные интеллектуальные патологии, расстройство координации движений.
  • Расстройства слуха – дети с эхолалией, как и глухие малыши до 12 месяцев имеют нормальное развитие. Они агукают и лепечут. Но при проведении аудиограммы можно выявить сильную потерю слуха, провоцирующую частые повторения речи за окружающими.

Речевое расстройство может появляться на фоне других заболеваний, то есть выступать их ранним симптомом. Дифференциальная диагностика направлена на выявление характерных для нарушения признаков и отделение их от других патологий.

К кому обратиться?

Лечение эхолалии

На сегодняшний день все еще не разработано лекарственных препаратов, применение которых помогло б устранить речевое расстройство или другие психоневрологические патологии. Коррекция эхолалии – это единственный способ наладить процесс коммуникации с больным. Лечение длительное и требуется регулярной работы, поэтому при первых симптомах болезни, необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту или психоневрологу.

Если у ребенка нет задержки развития, то лечение не проводят. Для устранения дефектов речи показаны занятия с дефектологом и логопедом. Основная задача родителей следовать ряду правил:

  • Не повышать тон на ребенка, разговаривать спокойно и четко.
  • Задавать вопросы, ответ на которые будет «да» или «нет».
  • Защищать от различных стрессовых ситуаций и переживаний.

Если эхолалия протекает на фоне аутизма или других психических заболеваний, то проводится комплексное лечение (медикаменты, упражнения, физиопроцедуры и другое). Огромная ответственность ложится на родителей, они должны проявлять терпение и правильно общаться с больным:

  • Регулярно добавлять новые слова в заученные фразы и предложения для расширения лексикона.
  • Не останавливать ребенка при частом повторении слов, а пытаться понять их смысл, то есть уловить информацию, которую он хочет донести.
  • Для того чтобы общение протекало легче, рекомендуется использовать картинки с различными изображениями. Это позволит сделать выбор без недоразумений.

Для лучшего понимания больного эхолалией, окружающие должны обращать внимание, как на суть слов, так и на ситуации в которых они произносятся, интонацию, мимику и многое другое.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими.

  • Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации.
  • Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию.
  • Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас.

Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного.

Прогноз

Если автоматическое повторение слов не имеет патологического характера, то проходит самостоятельно к 4 годам жизни ребенка. Прогноз в этом случае благоприятный, а весь процесс своеобразного речевого поведения связан со становлением речи. Если болезнь вызвана аутизмом, умственной отсталостью или шизофреническим расстройством, то прогноз зависит от результатов коррекции и выбранных лечебных методов. В некоторых случаях она протекает одновременно с эхопраксией, что осложняет процесс лечения.

Эхолалия относится к психическим нарушениям, для облегчения которых не используют медикаменты. Все терапия представляет собой вербальное общение, направленное на социализацию больного и установление коммуникаций. Без этого болезнь усугубляется, пациент становится замкнутым и агрессивным. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и заботе, так как без посторонней помощи не в силах позаботиться о себе.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

Поделись в социальных сетях

Портал о человеке и его здоровой жизни iLive.

ВНИМАНИЕ! САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!

Информация, опубликованная на портале, предназначена только для ознакомления.

Обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

При использовании материалов портала ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.

Источник: http://ilive.com.ua/health/eholaliya_104789i15956.html