Эффект гештальта

Гештальт-терапия для «чайников»



«Тебе нужно закрыть гештальт!» – советуем мы другу, который никак не может завершить болезненную ситуацию или отделаться от навязчивых мыслей. Интуитивно мы используем это слово верно, но что такое гештальт, а уж тем более гештальт-терапия, объяснить мало кто из нас может.

Оглавление:

О том, на чем строится это направление, рассказывает психолог Алексей Песоцкий.

Основные идеи

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.



Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.

Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.

Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.



Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.

Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты. Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты».

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.



Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.



Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.



Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.



Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться



Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.

Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится



У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.



Об эксперте

Алексей Песоцкий – психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Как справиться с мрачными мыслями

Родить ребенка от любимого человека – Ольга считала, что это сделает ее счастливой, но после свадьбы ее охватили непонятные сомнения.

Как белый медведь поможет забыть о несложившихся отношениях

Расставание с когда-то любимым человеком, обиды – стресс. Друзья убеждают не думать о произошедшем. Но от их советов становится только хуже. Почему? Дело в «эффекте белого медведя».

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/geshtalt-terapiya-dlya-chaynikov/

Гештальт-психология

Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.



Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.

Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.



Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Фигура и фон

Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.



Константность восприятия

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов . Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.



Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная сит.

Многие специалисты по психологии развития теперь соглашаются, что для нормального развития восприяти.

Люди обладают поразительной способностью учиться друг у друга. Эта способность заметна уже у годовал.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов



Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya

Что такое гештальтпсихология и гештальттерапия?

Когда вы смотрите, скажем, на собаку, что вы видите? Скорее всего, ваш ответ будет «собака» или «животное». Вы воспринимаете её как единое целое, а не лапы, голову и хвост отдельно. Фредерик (Фриц) Перлз первым увидел важность рассмотрения человека в целом, наподобие того, как мы воспринимаем все окружающие нас предметы. Направление психологии, которое рассматривает человека в контексте его окружающей среды и его отношений с ней, получило название гештальтпсихология.

Основываясь на законах, принципах и понятиях гештальтпсихологии Перлз разработал новую форму терапии, которую он назвал гештальттерапией. Это направление психотерапии фокусируется на том, что происходит в конкретный момент, на основе понимания существования личности в рамках текущей среды. Взаимодействуя с клиентом, гештальттерапевт всегда работает с тем, что происходит «здесь и теперь», а не с прошлым либо с будущим человека.

Описание

Если попытаться дать общую характеристику, то гештальтпсихология является одним из направлений гуманистической психотерапии, которое возникло в 1940 году. Её основатель, Фридерик (Фриц) Перлз первоначально пытался создать альтернативу традиционному психоанализу. Но сегодня гештальттерапия является одним из самых популярных методов работы с людьми, которым требуется психологическая помощь.

Гештальтпсихология считает своими основными целями расширение осознанного мышления клиента, следствием чего является его понимание и принятие себя. Таким образом человек достигает внутриличностной целостности, а его жизнь наполняется смыслом. Кроме того, эта психотерапия способна значительно улучшить контакт человека с внешним миром, а также с окружающими.



Основоположниками гештальтпсихологии считаются Фридерик Перлз, его супруга — Лаура Перлз, а также Пол Гудмен. Однако у истоков этого направления также стояли такие представители разных психологических школ, как Курт Коффка, Макс Вертгеймер и Вольфганг Келлер. Коффка, в частности, известен тем, что первым применил методы и идеи гештальтпсихологии для исследования психического развития ребёнка.

Первоначально гештальтпсихология формировалась как отдельная теория школы фрейдистских аналитиков под влиянием принципов экзистенциальной философии. Кроме того, на неё сильно повлияли различные идеи и положения таких наук, как медицина и психиатрия. Позднее гештальттерапия стала частью гуманистического подхода, поскольку взаимодействие между терапевтом и клиентом здесь всегда происходит в форме диалога. Современные гештальттерапевты и их клиенты используют творческие и экспериментальные методы, чтобы повысить свою осведомлённость, свободу и уверенность в себе.

Слово «гештальт» происходит от немецкого слова, которое переводится как «форма», «образ» или «структура». Это слово предполагает целостность или сущность чего-либо. Под гештальтом психотерапевты подразумевают особую организацию частей в виде единого целого. Гештальтпсихология рассматривает человека как целостность, которую нельзя делить на части (нет души и тела отдельно, есть личность). В своё время гештальтпсихолог К. Левин разработал теорию о психологическом поле. Он считал, что поведение человека определяется целостностью всего жизненного пространства, достижением равновесия между влиянием окружающей среды и потребностями человека.

Основной целью гештальттерапии является осознавание клиентом потребностей, желаний, чувств, мышления, восприятия, телесных проявлений, внешнего мира и предпочитаемых межличностных взаимоотношений. Гештальтпсихология никогда не была рассчитана на моментальное изменение поведенческих реакций или быстрое устранение негативной симптоматики. Предметом её изучения является нечто большее, чем простое решение отдельных проблем. Работа с представителем этой школы психотерапии способна полностью изменить способ жизни клиента. Гештальттерапевт способен научить клиента брать ответственность за все свои чувства, поступки и мысли, полностью погрузиться в настоящее, установить осознанный контакт с реальным миром.

Понятия

Теория гештальттерапии заключается в таких понятиях:


  • Гештальты. Человек и среда объединяются в гештальт, или же в структурное целое, которое называется полем. Среда всегда воздействует на организм, а организм преобразует среду. Если попробовать применить это к межличностным взаимодействиям, то становится понятно, что хотя на человека сильно влияет поведение и реакция окружающих, однако если человек меняет своё поведение, то и окружающие его люди изменятся;
  • Целостность. Человек — единое социо-био-психологическое создание. Любые попытки поделить человека на составные части, к примеру, на тело, разум и душу, являются неестественными;
  • Фигура на фоне. Взаимодействие фона и фигуры — одно из ведущих понятий этого направления психологии. Поведением любого человека управляет принцип формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм управляется посредством саморегуляции. Она зависит от того, насколько человек осознаёт настоящее, а также от того, способен ли он находиться «здесь и сейчас». Возникающая потребность активно привлекает к себе внимание – подобно фигуре, которая появляется на фоне. Адекватное взаимодействие с объектом желаний приводит к удовлетворению потребности, вследствие чего гештальт благополучно завершается. А вот незавершённые гештальты приводят к невротическим расстройствам.

Проще всего понять, что же представляет собой гештальтпсихология, ознакомившись с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живите теперь. Будьте в настоящем;
  2. Живите здесь. Взаимодействуйте с теми вещами, которые есть на самом деле;
  3. Никогда не фантазируйте о своей жизни. Ваш опыт всегда является реальностью;
  4. Перестаньте слишком много размышлять. Пробуйте и наблюдайте;
  5. Выражайте испытываемые чувства, а не занимайтесь манипулированием. Перестаньте рассуждать, объяснять и искать оправданий;
  6. Примите боль и проблемы наравне с удовольствием;
  7. Поступайте так, как вы считаете нужным, а не как «должны» кому-то. Не создавайте кумиров;
  8. Несите ответственность за все реакции;
  9. Всегда оставайтесь собой.

Осознавание

Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии. Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям. Этот принцип активирует процесс осознавания.

Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.

Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.

Аутентичная личность и ответственность

С осознаванием всегда тесно связана такая способность как ответственность. Под этим понятием Перлз понимал способность человека делать выбор, а также отвечать за происходящее. Чем больше клиент осознаёт реальность, тем больше он может опираться на себя.

Гештальтпсихолог ожидает от клиента ответственного поведения. Клиент должен нести ответственность за свои поступки, реакции, мысли, а также чувства. Ответственный человек постепенно развивается в аутентичную личность. Он чётко понимает, чем его фантазии отличаются от реальных ощущений, не навязывает никому свои представления, никогда не требует от людей соответствовать его ожиданиям. Аутентичная личность самостоятельно отвечает за свой внутренний мир, она осознаёт свои потребности и чувства, действует в соответствии с ними, всегда доверяет своей интуиции. Поступки и реакции такой личности всегда соответствуют окружающей среде. Такой человек осознает границы своих желаний и возможностей, не склонен преувеличивать или преуменьшать их. Он способен найти способ удовлетворения потребностей, всегда свободно делает свой выбор.



Как работает гештальтерапевт

Перлз полагал, что развитие ответственности и осведомленности в своих чувствах, реакциях и мыслях «здесь и теперь» способно решать личные проблемы. Другими словами, люди могут регулировать свои действия, когда они осознают, что происходит. Гештальттерапевт работает не только с самой проблемой, но и со способами, мешающими налаживанию контакта. Психотерапия происходит посредством эмоций и ощущений.

Гештальтпсихология полагает, что для любых изменений клиент должен принять то, чем он является. Чем больше человек работает, чтобы стать чем-то отличаться от окружающих, тем больше шансов, что он будет оставаться подобным им. Такова теория изменений: мы меняемся, когда мы осознаем, что мы пытаемся стать тем, чем мы не являемся. Парадокс!

Гештальттерапия фокусируется на том, что происходит между психотерапевтом и клиентом в конкретный момент. Гештальттерапевт не пытается изменить поведение либо устранить нежелательные симптомы клиента, а рассматривает его проблемы как существенные элементы терапии как отдельных лиц, так и при групповой работе.

Лекарство от прошлого находится в настоящем времени. Когда мы зацикливаемся на прошлом либо фантазируем о будущем, то живём не полной жизнью. После того, как клиент полностью научится находиться «здесь и сейчас», он берёт на себя ответственность за реакции и действия, что позволяет ему жить более непосредственной жизнью. Хотя гештальтпсихология не ставит главной целью развитие духовности, в результате такой психотерапии у человека усиливаются способности к состраданию, смирению и уважению других людей.

Способы воздействия и методики

Гештальттерапия практикуется в виде индивидуальных и групповых упражнений и экспериментов. Такие упражнения были специально разработаны для пробуждения у клиента действий, эмоций или мотивации. Гештальттерапевт помогает своему клиенту повысить своё осознавание, научиться быть «здесь и сейчас».



К главным процедурам гештальттерапии относят: взятие ответственности, усиление чувств, расширение своего осознавания, интеграцию противоположностей, работу с фантазиями и мечтами, преодолевание сопротивления.

В отличие от упражнений, применяемых с начала психотерапии, эксперименты возникают в ходе продвижения терапевтических отношений. Они являются главным компонентом гештальттерапии, позволяя человеку понять различные аспекты конфликта, жизненного опыта или же то, что касается его психического здоровья. Двумя самыми известными методами в гештальттерапии считаются техника «Пустого стула» и техника преувеличения.

Техника «Пустого стула» — это своеобразная квинтэссенция гештальттерапии. Это особое упражнение, где терапевт ставит клиента напротив пустого стула. Клиента просят представить, что кто-то из его знакомых (к примеру, супруг, начальник либо друг), либо даже его отдельная часть сидит на этом стуле. Терапевт инициирует диалог между стулом и клиентом, наблюдая за мыслями, эмоциями и поведением человека. Иногда терапевт и клиент меняются ролями, и тогда уже клиент может наблюдать за действиями и реакциями терапевта относительно метафорического лица, сидящего на стуле. Эта техника особенно полезна тем людям, которые хотят вспомнить о какой-либо ситуации или восстановить утраченные части своей личности.

Другим распространенным упражнением в гештальттерапии является техника преувеличения. В рамках этой техники клиента просят многократно повторять и преувеличивать какое-либо конкретное движение или выражение, например, сильно хмуриться или раскачивать ногой. Это делается для того, чтобы человек осознал взаимосвязь своих эмоций и поведения.

Это всего лишь два из множества методов гештальттерапии, помогающих клиентам повышать осведомленность о своих непосредственных переживаниях. Посредством упражнений и спонтанных экспериментов гештальттерапия также позволяет людям восстановить связь со своими частями, которые они игнорируют или отрицают.

Кому рекомендуется

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Источник: http://odepressii.ru/lechenie/geshtaltpsihologiya.html

Гештальт психология и терапия

Гештальт-подход и гештальт-консультирование – развивающиеся области практической психологии. Понятие, легшее в основу названия этого подхода, пришло из немецкого – gestalt (гештальт), что дословно переводится как «образ» или «форма». В психологии фигурирует в смысле целостного восприятия ситуации или образа.

Теория гештальтов родилась в результате экспериментов. Целостность – главная характеристика образов восприятия. Обычно то, что мы воспринимаем, предстает как элементы, связанные в некую общую картину – образ объекта, или гештальт. Комбинация нот – это мелодия, которой нет ни в одной из отдельно взятых нот, вот пример гештальта.

Целостный образ

Построение гештальтов происходит по определенным правилам. Эти правила описывают, как происходит организация элементов в группы. Можно выделить основные принципы гештальта:

1. Сходство. Гештальт формируется из сходных объектов. В пример можно привести рисунок, на котором кривые линии образуют форму.

2. Непрерывность. Тенденция следовать взглядом в том направлении, которое связывает объекты.

3. Замкнутость. Если нам даны элементы, расположенные в определенной последовательности так, что мы угадываем очертания некой знакомой фигуры, мы дополняем существующие элементы и видим саму фигуру, хотя фактически её нет.

4. Близость. Расположенные близко элементы воспринимаются как группа. Например, приставленные друг к другу кубики будут казаться квадратом или прямоугольником, тогда как разбросанные в хаотичном порядке будут восприниматься просто как отдельные объекты.

5. Фигура и фон. Объекты воспринимаются либо как фигуры, либо как фон, в зависимости от того, как они размещены, есть ли на них акцент и т.д. Фигура более заметна.

6. Простота. Особенность восприятия, благодаря которой объекты искажаются до идеала – симметрии, до самой простой формы. Этот закон гештальта получил еще одно название – прегнантная форма. Она характеризуется неизменностью и невозможностью упростить или больше упорядочить образ объекта.

Эти законы гештальта, проверенные экспериментально, позволяют утверждать, что образ – это не сумма его частей, а нечто большее. Широко известной является картинка девушки-старухи, которая представлена на рисунке «а».

На рисунке «б» легче увидеть девушку, так как прорисованы ресницы, сережка, обозначено прерывистой линией ожерелье, виднеются нос и плечо. На рисунке «в» – старуха. А вот на первом рисунке все это перемешано: вроде бы продолжение плеча есть, но сережки, ресниц, ожерелья нет, хотя есть намек на нос. Когда испытуемым показывали сначала изображение «б», то на рисунке «а» они видели девушку, если же испытуемым предъявляли изображение под буквой «в», то они чаще видели на «а» – старуху. Таким образом было доказано влияние прошлого опыта на последующий.

История и основные понятия

В самом начале ХХ века в Германии зародилась гештальтпсихология. Общая характеристика гештальтпсихологии – представление психики как поля, состоящего из целостных структур-гештальтов.

Психология гештальт рассматривала как целостный образ, упорядочивающий элементы и не сводимый к ним. Восприятие же – процесс организации опыта в гештальты. Гештальтисты проводили множество экспериментов с целью анализа процессов восприятия, мышления и воображения. Теория родилась как ответ на вундтовское представление, в котором образы сводились к своим частям.

Гештальтпсихология возникла в виде направления в результате опыта, подтвердившего гештальт. Психолог Вертхеймер провел эксперимент с восприятием иллюзии движения луча света, что и послужило отправной точкой.

Две прорези в приборе, через которые пропускался свет. Одна вертикальная, другая на 30 градусов отклонена от вертикали. Сначала свет пускали в первую щель, потом – по вторую. Если между этими действиями было около 60 мс, то луч воспринимался движущимся туда-сюда. Если больше 200 мс, то было просто два луча в разное время.

Если принимать во внимание роль исследований гештальтистов, становится яснее, что такое гештальтпсихология, а именно передовое в свое время направление, которое, сойдя на нет под влиянием школы бихевиористов, возродилось отчасти в когнитивной психологии. Последняя в свою очередь, является одной из наиболее многообещающих дисциплин в XXI веке.

По мысли гештальтистов, познание – это процесс изменения гештальтов. А сами гештальты определяют затем поведение человека и восприятие среды. Основные положения:

1. Психическое поле

Аналог поля физического. Гештальты располагаются в нем и могут меняться, лучше подходя к внешним условиям. Само поле может реконструироваться – элементы меняют расположение, что свидетельствует об осознании и новом решении или инсайте.

(С греческого isos – «одинаковый», morphe – «форма»). Внешнее изоморфно внутреннему – гештальты происходящего соответствуют процессам головного мозга, которые совершаются в момент переживания. Таким образом, инсайта можно добиться путем построения внешней схемы задачи – перенесения внутреннего во внешнее и работой с этим.

Простыми словами, это отрешение от прошлого опыта, очищение от всего наносного – традиций, догм, правил. Пребывание в «здесь и сейчас».

Гештальттерапия возникла в 40-х годах как ответ на ограниченность психоанализа, восприняв идеи гештальтпсихологии и восточных практик, распространив их на все миропонимание в целом. Она предполагает то, что образы ситуаций, явлений, пережитого представляют собой гештальты.

И, в частности, то, что было пережито, но не завершено, стремится к своему завершению. Гештальт-терапия – это построенная на теории гештальта психотерапия, то есть специфический подход к решению психологических проблем.

Её основоположник – Фредерик Перлз. Основатель гештальт-терапии отошел от психоанализа и воспринял одно из важных утверждений гештальтпсихологии, а именно то, что сознание неотделимо от тела и реальность для человека складывается как последствие состояния его организма. Так, голодный человек будет возвращаться к мыслям о еде и выделять в мире именно те объекты, которые с ней связаны, а сытый – вряд ли.

Психическая реальность есть создание целостных образов (гештальтов), а психопатологии – не что иное, как последствия нарушений создания образов. Создание образов происходит на стыке человека и среды, в действии (контакте), в котором проявляются желания, стремления и потребности человека.

Тот рубеж, где организм стыкуется со средой, терапевты назвали границей контакта. Гештальт-терапия постулирует, что характер – это такое соединение гештальтов, которые повторялись в прошлом, были относительно постоянны и являлись в то время здоровой реакцией на окружающую среду.

Если потребность не удовлетворена и с её удовлетворением есть трудности, то ситуация может выродиться в психопатологию. Именно трудности становятся фокусом терапии, образуя понятие «незавершенный гештальт».

Суть и методы

Для ответа на вопрос, что такое гештальт-терапия, стоит углубиться в её основы. Человек не изолирован, поэтому понимать его нужно в связи со средой (огромным полем). Он выступает частью большого поля и сам является полем, взаимодействие (контакт) его с малыми и большими полями служит отражением того, что вообще собой представляет личность. Таким образом, можно создать психологический портрет и выявить затруднения человека в контакте, используя техники раскрытия его гештальтов.

Центральным понятием гештальт-терапии является «незакрытый гештальт». Это понятие означает незавершенные, не доведенные до конца действия. Яркий пример эффекта незавершенного гештальта описан психологом Б. Зейгарник. В результате экспериментов она выяснила, что люди вспоминают чаще (в два раза!) именно незавершенные задания, чем те, которые были доведены до логического конца. Человек помнит именно о том, что является его неудовлетворенной потребностью, незавершенным гештальтом.

Ф. Перлз придавал большое значение желанию завершить незаконченное, чтобы добиться целостности. Прожитый, завершенный опыт дает спокойствие и расслабленность, хотя может включать и такие переживания, как печаль, досада, потеря.

Незаконченный гештальт образуется от неудовлетворенной в контакте потребности. С ростом неудовлетворенности человек все больше наполняется напряжением. Человек возвращается к гештальту, но не проживает его до конца, так как боится собственных чувств и эмоций, а это усугубляет состояние отсутствия целостности.

Гештальт-терапевт помогает человеку завершить ситуации и избавиться от их давления, которое создается эмоциями, переживаниями и чувствами, что не были завершены или выражены в прошлом. Для этого человеку необходимо осознать настоящее, присутствовать в нем, взять на себя ответственность за свою жизнь и то, кто он есть, обрести себя. Закрыть гештальт могут помочь:

Закрывать гештальт не так-то просто. Он, аллегорически, предстает вампиром, притягивающим внимание постоянно и от этого получающим силы. Он насыщается, разрастается и становится всепоглощающим. Пути завершения:

  • Возвращение к старым действиям.
  • Обращение к аналогичным ситуациям в реальном времени.
  • Фантазирование прошлого.
  • Принятие настоящего положения вещей.

В терапии используются различные техники, которые делятся на принципы или игры. Главный принцип – включенность в настоящее или «сейчас». Кроме этого, принципы открытости и непосредственности контакта, высказывание от первого лица и концентрация на потоке переживаний.

Игры разворачиваются для наиболее плодотворного процесса проработки внутреннего опыта и открытия себя. В ходе игр человек достигает завершения гештальта. Некоторые наиболее известные игровые техники:

1. Диалог разных частей личности.

2. Усиление переживания, доведение его до абсурда.

3. Пустой стул. Высказывание эмоций и мыслей пустому стулу.

4. Разыгрывание ролей, противоположных тем, в которых находится обычно человек.

Методы гештальт терапии разнообразны и пополняются, зависят от предпочтений терапевта и проблемы клиента. Общим моментом в них является ориентация на сознательное переживание настоящего.

Лайфхак от Зейгарник

Многие исследователи подтверждали эффект Зейгарник. Аткинсон присовокупил к результатам исследования Зейгарник важность мотивации. Чем более мотивирован человек на решение задачи, тем сложнее он забывает незавершенные задачи. Где это может работать?

1. Быстрое запоминание. Можно попробовать запоминать что-то не целиком, а только частями. Достаточно прерываться периодически при выполнении задачи, и в памяти осядет больше.

2. Реклама. Знакомая музыка, звучащая в ролике, как правило, притягивает внимание, так как хочется дослушать ее до конца. А ролики в сопровождении незавершенных мелодий оседают в памяти.

3. Сложные дела. Стоит только начать делать какое-то дело, как оно само потом будет притягивать внимание, если будет незавершенным.

4. Создание интриги. Если закончить сообщение на действии, у которого отсутствует логический конец, то слушатели будут ждать продолжения, так как действие не завершено. Так работают сериалы, к примеру.

Когда нам удается начать, мы склонны завершить. Промедление же только портит настроение и нагнетает обстановку. Вы столкнулись с масштабной задачей? Избегаете первого шага? Да, кажется, что неизвестно, как начать и с чего, но каждый раз вспоминайте об эффекте Зейгарник!

Если есть некоторый уровень мотивации и вера в возможность осуществления этого дела, то вы его сделаете. Стоит только начать, чуть-чуть, хотя бы с чего-то, с самых легких частей задачи, а дальше все пойдет как по маслу! И дробите дела на детали – как правило, люди, думающие больше о деталях, а не об общей картине, меньше откладывают выполнение дел. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Копирование с активной ссылкой. Карта сайта Правила и условия , Политика , Партнерская программа

  • Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/geshtalt.html

    Основы гештальтпсихологии

    «Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

    Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

    Что такое гештальтпсихология?

    Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

    Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

    Школа гештальтпсихологии

    Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

    • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
    • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
    • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
    • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

    Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения»год.

    Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер ) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

    Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

    Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

    Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

    В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

    Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

    Идеи, законы, принципы

    Ключевые идеи гештальтпсихологии

    Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

    • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
    • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
    • Методпознания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
    • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
    • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

    Законы гештальтпсихологии

    Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

    Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

    Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

    Закон константности: все стремится к постоянству.

    Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

    Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

    Принципы гештальта

    Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

    • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
    • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
    • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
    • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
    • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
    • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

    Гештальт – качество

    Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

    • разные тональности одной и той же мелодии,
    • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

    Константы восприятия

    Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

    Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

    Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

    Фигура и фон

    Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

    Гештальт–терапия

    Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

    Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

    Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

    Техника гештальт-терапии

    Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

    Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

    • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
    • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
    • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

    Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

    Незавершенный гештальт

    Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

    1. Возникновение потребности;
    2. Поиск возможности ее удовлетворения;
    3. Удовлетворение;
    4. Выход из контакта.

    Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

    Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

    «Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

    Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

    Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

    Гештальт–упражнения

    Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

    Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

    1. Упражнение – «Присутствие»

    Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

    • Закройте глаза
    • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
    • Будьте естественными каждое мгновение
    • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
    • Позвольте расслабиться телу
    • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

    После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

    2. Упражнение — Ощущение «Ты»

    Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

    • Расположитесь лицом друг к другу
    • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
    • Дождитесь состояния полного умиротворения.
    • Откройте глаза
    • Начните вести бессловесный диалог с партнером
    • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

    З. Упражнение «Я/Ты»

    Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

    1. Сконцентрируйтесь;
    2. Глаза должны быть открытыми;
    3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
    4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
    5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

    Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

    Гештальт-картинки

    Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

    Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на этой странице.

    Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

    Отзывы и комментарии

    Дорогие друзья, мы будем очень вам благодарны за высказанные мнения, за вашу активность. Делитесь прочитанным и увиденным, свои отзывы и комментарии, оставляйте ниже.

    Советуем также прочитать:

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Источник: http://4brain.ru/blog/%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/